Центробанк планирует регулировать экосистемы
Банк России предлагает сосредоточиться на поддержании конкуренции на рынке и борьбе с несправедливыми алгоритмами поисковой выдачи
Банк России представил доклад для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию». На это обратили внимание «Ведомости». В документе говорится о необходимости разработки регуляторных правил для этой сферы. Обсуждение инициативы будет длиться до 1 июня 2021 г.
ЦБ обращает внимание на специфическую для российского рынка тенденцию, когда крупные финансовые организации выходят в технологическую сферу и создают экосистемы, включающие в себя нефинансовую составляющие. В свою очередь, технологические компании начинают оказывать финансовые услуги. В качестве примера таких компаний ЦБ приводит «Сбер», «Тинькофф», ВТБ, «Яндекс», Mail.ru Group и МТС.
Авторы доклада отмечают, что нерегулируемое развитие экосистем чревато рисками для них самих, других игроков рынка и экономика в целом. «Такими рисками становятся риски недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных сегментов рынка, дискриминации участников экосистемы, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточный уровень информационной безопасности и защиты от мошенничества», — указано в документе.
По мнению представителей ЦБ, наилучшая структура рынка должна состоять из нескольких крупных экосистем, конкурирующих друг с другом и с рядом зарубежных компаний. При этом должны сохраниться нишевые поставщики и менее крупные платформы. Таким образом, Банк рекомендует регуляторам сосредоточиться на максимальном сокращении рисков, поддержании конкурентной среды на рынке, стимулировании развития инноваций и обеспечении максимизации выгод для населения и бизнеса от платформенных и экосистемных решений в экономике. Кроме того, ЦБ предлагает разделить понятия цифровой платформы и экосистемы.
Еще одна проблема, привлекшая внимание Банка России, — несправедливые алгоритмы поисковой выдачи, отдающие предпочтение сервисам компаний, владеющих поисковиками. «Предложения различных производителей, если они представлены на платформе, должны быть заметны на ней и иметь равные возможности борьбы за внимание клиента с иными участниками платформы», — написано в докладе.