Интернет-компании увидели риски в новой концепции регулирования авторских прав


Право | 21 Апреля 2015 09:21 | 1

Интернет-компании увидели риски в новой концепции регулирования авторских прав
Источник: Коммерсантъ
Создание федерального каталога объектов авторских прав, который обсуждали вчера в Общественной палате, обойдется дешевле, чем налог на интернет, предложенный Российским союзом правообладателей. Новая концепция несет риски для отрасли, вводя дополнительные основания для досудебной блокировки сайтов, предупреждают в «Яндексе» и Rambler & Co

Вчера экспертная группа Общественной палаты (ОП), в которую входят представители интернет-провайдеров, интернет-компаний, правообладателей, Минкомсвязи, Минэкономики, Госдумы, обсудила концепцию авторского права в цифровой среде, которая подразумевает регулирование на основе договорных отношений. Инициатива, разработанная ОП при участии "Вымпелкома", "МегаФона" и МТС, подразумевает создание каталога продуктов интеллектуальной собственности. В нем будет храниться информация о правообладателях и их контенте. Чтобы попасть в реестр, правообладателю необходимо будет подать заявку и пройти идентификацию через электронную цифровую подпись. Согласно концепции, вести каталог могут поручить Минкульту, Минкомсвязи, Роскомнадзору, компании с 100-процентным госучастием или аккредитованной организации по управлению коллективными правами ("наименее желательный вариант"). Также предлагается упростить законодательство для стимулирования оптовой купли-продажи авторских прав. Информация каталога позволит агрегаторам контента, пользователям и обществам по коллективному управлению правами — в зависимости от итоговой схемы взаимодействия — выходить на авторов или правообладателей и заключать с ними лицензионные договоры. Как сообщал "Ъ" 13 апреля, эта концепция задумана как альтернатива предложению Российского союза правообладателей (РСП), возглавляемого кинорежиссером Никитой Михалковым. РСП предлагал регулировать авторские права через аккредитованную организацию по принципу глобальной лицензии.

В целом концепция ОП вызвала более позитивную реакцию бизнеса и регуляторов, чем предложение РСП, хотя она и не получила всеобщего одобрения, говорят участники заседания. Создание реестра, в отличие от глобальной лицензии, не требует сбора с операторов связи, который они перекладывали бы на пользователей. Ранее обсуждался размер платежа на уровне 300 руб. в год. В России около 72 млн интернет-пользователей старше 18 лет, получается: сборы РСП составили бы около 21 млрд руб. в год, указывал Медиакоммуникационный союз. Цена создания цифрового каталога в разы ниже и может обойтись в сумму около 100 млн руб., оценивает директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников. "На эти деньги в целях надежности можно построить две географически распределенные системы с механизмом балансировки трафика между ними и с региональными узлами — для кеширования информации, чтобы снизить время реакции на запросы",— говорит он. По мнению Андрея Колесникова, в каталоге будет храниться не сам контент, а его "цифровой слепок" — набор данных, включая уникальный идентификатор, информацию об авторстве, условиях использования.

Реестр может быть создан, чтобы определить количество контента, подлежащего учету и регулированию, считает директор "МегаФона" по связям с госорганами Дмитрий Петров. По его мнению, нужно развивать договорные формы взаимоотношений между правообладателями и интернет-площадками, упрощать их и переходить на экономическое стимулирование таких отношений. Для этого появляется возможность заключения лицензионного договора с правообладателем путем принятия выставленной им оферты на своей странице в цифровом каталоге. "Введение каталога приведет к снижению издержек",— уверен гендиректор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин.

"Ряд положений концепции поддерживается нами без оговорок: например, совершенствование системы коллективного управления в соответствии с обязательствами, которые приняла на себя Россия при вступлении в ВТО",— сообщили "Ъ" в пресс-службе "Яндекса". Россия обязалась отменить недоговорное управление правами. В то же время у "Яндекса" есть ряд критических замечаний, основным из которых является механизм досудебной блокировки ресурсов операторами связи. "Подобная практика может иметь крайне негативные последствия для интернета в целом",— предупредили в интернет-компании. Минусом концепции сейчас является досудебная блокировка по заявкам правообладателей, зарегистрированных в каталоге, говорит директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев. Этот способ добавляется к двум уже существующим вариантам блокирования сайтов в интернете, напоминает он. По словам господина Алексеева, явочное — без проверки — включение правообладателя в каталог делает систему "непрозрачной и дает возможности для злоупотреблений".

 

 

 

Интернет-компании увидели риски в новой концепции регулирования авторских прав


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии

Билли Недобилли (Гость) | 21.04.2015, 12:12
думают, как бы им поудобнее все запретить

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама