Создатели анимационных брендов просят поднять штрафы за контрафакт
В 2014 году авторы «Смешариков», «Маши и Медведя» и «Лунтика» подали тысячу исков к нарушителям прав на мульперсонажей
Председатель комитета по лицензионной деятельности Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Дмитрий Ловейко призвал Минпромторг выйти с законодательной инициативой об ужесточении наказаний за нарушение прав на товарный знак. В своем обращении Ломейко, который также является гендиректором анимационной студии «Анимаккорд», предлагает повысить минимальный порог компенсации с 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
— Выявить и доказать в суде нарушение исключительных прав на персонажей — довольно трудоемкая задача. Необходимо совершить контрольную закупку, заснять ее на видео, приложить все правоустанавливающие документы. Однако очень часто суд, признавая нашу правоту, назначает минимальную компенсацию — в 10 тыс. рублей, — разъяснил Дмитрий Ловейко.
По его словам, ситуация особенно осложнилась, когда Суд по интеллектуальным правам (СИП) рекомендовал местным судам объединять иски по поводу контрафактной продукции различных категорий, но с использованием персонажей из одного аудиовизуального произведения. Также в СИПе разрабатывают постановление, в котором судам рекомендуется не принимать новые иски к ответчику, пока не выплачена компенсация по предыдущему иску.
— Раньше, если мы обнаруживали в одном магазине 20 различных категорий продукции под нашим товарным знаком «Маша и Медведь», мы могли подать 20 исков и взыскать в общей сложности 200 тыс. рублей. Теперь, даже выиграв дело, мы фактически остаемся в проигрыше. В сущности, это только поощряет контрафактную деятельность, — уверен Ловейко.
Инициативу поддержали председатель Ассоциации анимационного кино, генпродюсер группы компаний «Рики» Илья Попов («Смешарики») и сопродюсер анимационной студии «Мельница» Сергей Сельянов («Лунтик», «Барбоскин», «Три богатыря»).
— Во всем мире телевидение платит за показ анимационных сериалов очень мало. Есть еще интернет-дистрибуция, но в России работает только рекламная модель монетизации — когда идут отчисления за просмотры на YouTube. По большому счету, для России рынок лицензирования — едва ли не единственный способ окупить затраты на создание анимации, — подчеркнул Сельянов.
По данным системы «Электронное правосудие», только за последний год правообладатели популярных анимационных товарных знаков («Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик», «Барбоскины», «Фиксики» и другие) подали в общей сложности около 1 тыс. исков о нарушении своих исключительных прав. Чаще всего нарушителями признают индивидуальных предпринимателей, владельцев магазинов.
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Сергей Жорин полагает, что существующие положения Гражданского кодекса менять не нужно.
— Закон сегодня и так предусматривает достаточные штрафные санкции — от 10 тыс. до 5 млн рублей, или в двойном размере от стоимости нарушенного права. Менять надо судебную практику, при которой суды входят в положение нарушителей и экономят их средства. Эта практика безобразна: пусть лучше разоряются, так как чаще всего правонарушения совершаются умышленно, — уверен юрист.
По данным АИДТ, объем рынка детской лицензионной продукции за 2014 год составил $2 млрд (рост к предыдущему году не менее 20–25%). Продукция, связанная с героями детской анимации, занимает не менее 25% от общего объема детских товаров. В лидерах индустрии — такие бренды, как «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики» и «Лунтик». Под товарными знаками анимационных героев выходит самая различная лицензионная продукция — от кондитерских изделий до керамической посуды.
По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, приведенной им в июне 2013 года на заседании правительства, доля контрафакта в продукции под брендами «Маша и Медведь» и «Смешарики» составляла 50% от объема официально произведенной продукции. По мнению профессионалов индустрии, сегодня соотношение осталось примерно на том же уровне.
Источник: Известия