Россиянин подал в суд на Google за слежку в интернете


Право | 26 Января 2015 09:32:18 | 2

Россиянин подал в суд на Google за слежку в интернете
Источник: Известия
Житель Екатеринбурга требует запретить международной корпорации Google читать его электронные письма

Россиянин через суд требует в суде запретить международной корпорации Google читать его личные электронные письма. Соответствующий иск в Замоскворецкий райнный суд Москвы подал заведующий кафедрой европейского права Гуманитарного университета Екатеринбурга Антон Бурков. Он считает, что компания нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, поэтому просит взыскать также с компании 50 тыс рублей. По мнению истца, робот поисковика Google фактически занимается слежкой за пользователями - сканирует частную переписку, анализирует их интересы и потребительские предпочтения, после чего формирует контекстную рекламу. В российском представительстве Google говорят, что такая технология действительно используется, однако данные пользователей защищаются от несанкционированного доступа посторонних.

Подробности о своих претензиях к международной корпорации Google «Известиям» рассказал сам Антон Бурков.

- Некоторое время назад я заметил, что мою переписку в интернете читают, и это был никто иной, как робот компании Google, - рассказал Антон Бурков.- Я стал обращать внимание на то, что вскоре после того, как я писал электронные письма, на страницах Google появлялась реклама с близкими к тематике письма товарами и услугами.

По словам Антона Буркова, в одном из частных писем он упоминал Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Сразу после этого в интернете появилась контекстная реклама различных туристических агентств, дешевых авиабилетов в Страсбург и юристов, предлагавших свои услуги.

- Я понял, что получить информацию о моем интересе к Страсбургу робот Google мог только из моего личного письма, из чего я сделал вывод, что он читает конфиденциальную переписку, - добавил Антон Бурков. - Я, конечно, понимаю, что Google - это бесплатный поисковый ресурс, однако у меня никто не спрашивал разрешения и не предупреждал о том, что меня будут читать. 

Антон Бурков посчитал, что таким образом нарушается его право на неприкосновенность частной жизни, поэтому обратился в Замоскворецкий райсуд Москвы с гражданским иском к корпорации Google. Он просит взыскать с ответчика 50 тыс рублей, а также запретить ему читать его личную переписку и собирать о нем информацию. Рассмотрение иска назначено на 16 февраля 2015 года. По его словам, цель иска не в попытке обогащения, а в том, чтобы создать прецедент и защитить российских пользователей от возможных нарушений.

В российской штаб-квартире поисковика «Известиям» заявили, что не комментируют судебные процессы. Google признает, что поисковик анализирует контент пользователей, однако поясняет, что все данные тщательно защищаются от несанкционированного доступа посторонних.

"Наши системы анализируют контент и электронные письма автоматически. Благодаря этим данным мы улучшаем работу сервисов, в частности, обеспечиваем безопасность наших пользователей, выявляем спам и вредоносные программы, - говорится в заявлении компании. - Мы постоянно совершенствуем способы сбора, хранения и обработки информации. В частности, ограничиваем нашим сотрудникам, подрядчикам, агентам доступ к данным, а также при помощи SSL-шифрования и системы двухэтапной аутентификации защищаем пользователей от возможных попыток изменения, раскрытия или уничтожения хранящихся у нас данных".

Эксперты говорят, что такая проблема назрела уже давно, однако пока острожно комментируют перспективы судебного иска.

- Могу сказать, что такой иск был вполне ожидаем. В последнее время действительно поступает много жалоб пользователей, в том числи и на российские почтовые и поисковые системы, на то, что они используют контекстную рекламу, обрабатывая почтовый трафик своих клиентов, - рассказал «Известиям» глава юридической компании «Интернет и право» Антон Серго. - Сами почтовые гиганты в этом случае говорят, что они не осуществляют доступ к личным данным пользователей, потому что они для них все равно не идентифицированы. Такой анализ совершается не человеком, а программами-роботами, поэтому доступа к персональным данным нет.

По его словам, предсказать исход судебного процесса невозможно, потому что истцу будет сложно доказать вину поисковой системы, которой он предъявляет претензии.

- Не зная алгоритм работы поисковика, невозможно будет доказать его вину. А сам поисковик не будет разглашать свой алгоритм, - добавил Антон Серго.

Также эксперты призывают пользователей быть внимательными и бдительными.

- В интернете есть риск трех вещей, связанных с безопасностью -  целостность, доступность, конфиденциальность. Всегда есть риск, что из частного почтового ящика утечет конфиденциальная информация, но намеренно ни одна интернет-компания этого делать не будет, потому что сразу потеряет своих клиентов и соответственно рекламу, - рассказал «Известиям» Илья Сачков, основатель и генеральный директор компании Group-IB, специализирующейся в вопросах IT-безопасности и преступлений. - Хочу напомнить, что пользователь бесплатно получает в свое распоряжение почтовый ящик. Когда он его регистрирует, то он читает пользовательское соглашение, в котором написано, что с ним будет происходить. Я советуют пользователям смириться с этим и спокойно жить.

Напомним, что в 2014 году экс-сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден призвал интернет-пользователей из соображений собственной безопасности не пользоваться сервисами, которые не используют шифрование данных. Он упомянул при этом Google и Facebook. Летом 2013 года он  опубликовал документы по программе PRISM, которая применялась для перехвата данных компаний Google, Yahoo, Facebook и других.

В ноябре на конференции по защите персональных данных глава Роскомнадзора Александр Жаров отмечал, что в России еще с 2006 года граждане имеют право требовать от оператора персональных данных прекратить обработку их личной информации, в том числе в сети интернет.

В мае Европейский суд обязал Google удалять из поисковой выдачи данные пользователей, которые обратились с соответствующей просьбой в эту корпорацию.

— Исполняя решение Европейского суда, мы сделали для жителей Европы веб-форму, с помощью которой можно отправить запрос на удаление результатов поиска из нашей поисковой системы, — объясняла «Известиям» официальный представитель Google Russia Алла Забровская. — Постановление суда требует, чтобы Google принимала непростые решения, касающиеся права быть забытым и права общественности на информацию. Мы будем работать с органами по защите данных и другими организациями по мере исполнения этого судебного решения.

Однако тогда речь шла лишь о жителях ЕС, так как решение было принято Европейским судом.

В Роскомнадзоре отмечали, что компания Google является оператором персональных данных, на обработку которых пользователь соглашается, приняв пользовательское соглашение Google.

— Если у нас аналогичная претензия российского гражданина по отношению к интернет-ресурсу возникнет, то Роскомнадзор применит свои законные полномочия, чтобы право гражданина было соблюдено, - отмечали представители Роскомнадзора. - В случае возникновения таких претензий человек должен обратиться в суд, чтобы начался юридический процесс.


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Известия

последние новости

Комментарии

Савицкая (Гость) | 26.01.2015, 11:07
Мне тоже не нравится
Евгений (Гость) | 26.01.2015, 14:44
а то за ним кроме гугла никто не следит. нашел тоже проблему

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16367
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров