Географические товарные знаки могут аннулировать
Общественная палата предложила упразднить регистрацию в качестве товарных знаков географических названий, поскольку они вводят в заблуждение покупателей
Регистрацию географических названий в качестве товарных знаков могут запретить, а действие подобных товарных знаков аннулировать. Соответствующие предложения Общественная палата РФ направила в целый ряд министерств и ведомств, включая правительство РФ, Министерство культуры, Минпромторг, Роспатент и Суд по интеллектуальным правам. Таким образом планируется покончить с коллизиями, которые возникают между производителями, и заблуждением потребителей, ассоциирующих товары с конкретным местом. Для названий вроде «Абрау-Дюрсо» и «Адыгейский сыр» в Общественной палате хотят оставить только одну, уже действующую и специально созданную для этого категорию интеллектуальной собственности — наименование места происхождения товара (НМПТ).
В частности, предлагается внести изменения в п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса, запрещающие предоставление правовой охраны географическим названиям как не обладающим различительной способностью.
Как сообщил «Известиям» Дмитрий Сазонов, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, если закон будет принят, то он также получит обратную силу, регистрация уже существующих подобных товарных знаков будет аннулирована. В пресс-службе «Общероссийского народного фронта» отметили, что есть большая вероятность, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение в рамках «Форума действий» на площадку «Импортозамещение и технологическая модернизация».
Наряду с товарными знаками существует особый вид интеллектуальной собственности — наименование места происхождения товара (НМПТ). Они содержат в себе название местности, ставшее известным благодаря определенному продукту. Например, на Западе к таким брендам относятся шампанское, пармская ветчина, в России — нарзан, вологодское масло и т.п. Использовать НМПТ имеют право все производители, работающие в регионе и выпускающие продукт, соответствующий всем необходимым характеристикам (в случае нарушений право использования НМПТ могут отобрать). Если товарных знаков в России сотни тысяч, то НМПТ — 137, из них действует около сотни, согласно реестру Роспатента. В данный момент сложилась парадоксальная практика. Компании зачастую регистрируют в Роспатенте и товарные знаки, и НМПТ — на всякий случай.
«Владелец товарного знака, представленного географическим названием, не связан обязательствами по производству продукции в регионе, название которого используются для маркировки продукции, не несет ответственности за соответствие качества этой продукции особым свойствам, обусловленным природными условиями и людскими ресурсами региона», — говорится в резолюции, подготовленной Общественной палатой.
Есть даже ряд прецедентов, когда компания, получив географический товарный знак, пыталась добиться аннулирования НМПТ. Так, например, продолжается многолетняя тяжба между ООО «Минеральная вода и напитки» (производитель бутилированных вод) и ООО «Гринтаун» из-за прав на бренд «Сарова». Обе эти компании занимаются производствоим минеральной воды в Сарове. ООО «Минеральная вода и напитки» зарегистрировало товарный знак «Сарова» и добилась отмены защиты для воды «Сарова» как НМПТ. Таким образом, компания получила возможность монополизировать рынок, подав иски на всех конкурентов, маркирующих воду по месту производства. Регистрацию НМПТ «Сарова» удалось восстановить, однако ООО «Минеральная вода и напитки» в настоящий момент снова пытается оспорить регистрацию. Параллельно другие производители воды «Сарова» пытаются аннулировать товарный знак, который по-прежнему закреплен за ООО «Минеральная вода и напитки».
Похожие баталии идут по поводу «Адыгейского сыра» — были попытки отменить НМПТ, но сыр продолжают выпускать разные производители. Кроме того, интересно, что ООО «Дом Людмилы Зыкиной» получил права на товарный знак «Бурановские бабушки» — собрался новый состав с профессиональными артистками из другой удмуртской деревни, и злопыхатели говорят, что самобытность потеряна, так как все бабушки в коллективе должны быть из Бураново.
Также в 2012 году ЗАО «Абрау-Дюрсо», имеющее соответствующие товарные знаки, обратилось в Палату по патентным спорам при Роспатенте (ППС) с требованием аннулировать регистрацию НМПТ для Абрау-Дюрсо (сельский округ в Краснодарском крае; ЗАО «Абрау-Дюрсо» принадлежит семье бизнес-омбудсмена Бориса Титова). В заявлении было прямо сказано, что для производства игристого вина ЗАО не использует местные сорта винограда, а ценность бренда создается за счет уникальных технологий.
«Наличие правовой охраны НМПТ позволяет любому лицу, которое организует производство в той же местности, при формальном соответствии продукции перечню особых свойств получить право пользования данным НМПТ и осуществлять выпуск товаров, маркированных обозначением «Абрау-Дюрсо», — говорилось в заявлении.
Впрочем, ППС отказалась отзывать регистрацию НМПТ, отметив также, что использование ЗАО «Абрау-Дюрсо» материала из других регионов может стать основанием для отзыва права использования НМПТ у самой компании.
— С одной стороны, производитель, владеющий географическим товарным знаком, может продавать что угодно под видом известного бренда, не выполняя требований, существующих для НМПТ. Так, «Абрау Дюрсо» производится не из местных сортов винограда, а из привозного сусла, под брендом известной минеральной воды могут разливать обычную водопроводную. Фактически получается обман потребителей, которые думают, что покупают именно региональные товары, а на деле этикетка может не соответствовать содержанию, — говорит вице-президент «Опоры России» Наталья Золотых.
— С другой стороны, наличие такого товарного знака дает возможность выбить всех конкурентов с рынка. К тому же права на товарные знаки могут передаваться третьим лицам, включая иностранные компании, в то время как права на НМПТ закреплены за регионом и конкретным производителями, — продолжает Золотых. — На данный момент ЗАО «Абрау-Дюрсо» принадлежит товарный знак «Абрау». Раньше действовал товарный знак «Абрау-Дюрсо» с незащищенной частью «Дюрсо», марка также принадлежала ЗАО «Абрау-Дюрсо». Стоит отметить, что Абрау и Дюрсо тоже являются географическими названиями — это озеро и поселок на территории сельского округа Абрау-Дюрсо.
Представители «Абрау-Дюрсо» сейчас отрицают, что пользуются географическими товарными знаками.
— Все наши названия являются наименованиями места происхождения. По действующему законодательству, если применяется наименование места происхождения, то товарный знак зарегистрировать невозможно, есть прямой запрет, — сказал «Известиям» представитель «Абрау-Дюрсо». В компании считают, что инициатива Общественной палаты скорее защитит известные географические наименования, такие как Москва и Санкт-Петербург, от их коммерческого использования и придания продукту за их счет дополнительной стоимости.
— То же ЗАО «Абрау-Дюрсо» никто не лишит товарного знака, просто он останется на уровне НМПТ и им смогут пользоваться все предприниматели, при условии, что они будут работать с местными сортами винограда, — поясняет Дмитрий Сазонов из ОП РФ.
Как отметил Владимир Баканов, президент Ассоциации производителей российских товаров, решение проблемы с противоречиями товарных знаком и НМПТ приобрело сегодня особое значение, учитывая взятый правительством курс на импортозамещение.
— Сейчас западные компании оформят на себя в качестве товарных знаков географические товарные знаки и заполнят прилавки своей продукцией. Покупатели, глядя на бренд, будут их брать, будучи уверенными, что они поддерживают российских производителей, но это не соответствует реальности, — предостерегает Баканов. Как он подчеркнул, сегодня никто не имеет исключительных прав на географические наименования, поскольку подобные бренды складывались длительное время.
По его мнению, необходимо упразднить географические товарные знаки, а вместо этого четко прописать правила для НМПТ и развивать производство именно региональных продуктов.
Источник: Известия