11 Апреля 2014 | 09:27

СМИ ставят рекламный диагноз

В скором времени депутаты могут разрешить рекламу медицинских услуг и медицинских приборов в СМИ, соответствующий законопроект будет рассматриваться в Госдуме. Для СМИ, которые и так переживают тяжелые времена после запрета рекламы алкоголя и табака, реклама фармацевтической продукции — второй по объему доход. Цель инициативы — предоставить пациентам больше информации о медицинских препаратах, приборах и услугах

Картинка СМИ ставят рекламный диагноз
StockPhoto

Депутаты могут разрешить рекламу медицинских приборов и медицинских услуг в неспециализированных СМИ. Соответствующие поправки к закону «О рекламе» рекомендовал Государственной думе принять в первом чтении комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Федеральная антимонопольная служба поддерживает данную инициативу.

Сейчас реклама медицинских услуг разрешена исключительно в профильных СМИ, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

С начала 2014 года медицинские учреждения не имеют права указывать виды услуг, которые они оказывают (массаж, пломбирование зубов, УЗИ, МРТ и так далее).

Необходимость запрета рекламы медицинских изделий — приборов, аппаратов и т. д. — обосновывалась большим количеством недобросовестной рекламы «чудодейственных» приборов, объясняет председатель подкомитета по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности Виктор Звагельский.

«В связи с возросшим потоком обращений граждан в Государственную думу по поводу засилья рекламы «чудодейственных» медицинских изделий в неспециализированных средствах массовой информации, а также значительного количества недобросовестной рекламы в данной сфере законопроектом предлагалось запретить рекламу медицинских изделий в неспециализированных местах и средствах массовой информации», — объясняет депутат. Однако из-за того, что профильным учреждениям запрещается информировать пациентов, у шарлатанов появилась возможность рекламировать недобросовестные услуги.

Весной прошлого года глава Минздрава Вероника Скворцова предлагала полностью запретить рекламу лекарственных препаратов и медицинских услуг в СМИ.

Но для самих пациентов оставалось все меньше возможностей получать информацию о лекарственных препаратах.

С 1 июля 2013 года в силу вступил приказ Минздрава, который запрещает врачам писать названия препаратов в рецептах. Пациенты у медиков получают только названия компонентов, которые должны содержаться в лекарстве, а уже в аптеке они по своему усмотрению выбирают препараты. Если же врач нарушит приказ Минздрава и все же напишет пациенту название лекарства, это могут посчитать за рекламу и привлечь медика к ответственности.

СМИ понесли существенные убытки после запрета рекламы алкоголя в интернете и печатных СМИ в начале 2013 года. Объем рекламы в печати в прошедшем году сократился на 10%, до 37 млрд руб., подсчитывали в АКАР. В денежном выражении потери печатных средств массовой информации к концу 2013 года оцениваются в 2,5 млрд руб.

Инициатива по разрешению рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг считается правильной и может быть полезной для пациентов. Запрет рекламы лекарств в СМИ не решит реальных проблем, в том числе не сможет изменить ситуацию в вопросе самолечения, говорит гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк. «Сейчас разрешено рекламировать только безрецептурные препараты, и один из важных критериев таких лекарств — низкий процент побочных эффектов и отсутствие возможности передозировки. Не все люди могут позволить себе пойти в больницу при легкой простуде. В таких случаях при покупке антипростудных препаратов они ориентируются на рекламу. Но это не имеет отношения к самолечению: в аптеках люди покупают антибиотики без рецепта врача и действительно могут нанести ощутимый вред своему здоровью», — говорит он.

В случае если запрет на рекламу лекарственных препаратов останется в силе, средства массовой информации потеряют порядка $1,2 млрд (36 млрд руб.) — это та сумма, которую фармацевтические компании тратят на рекламу препаратов в России, говорит Шуляк.

Реклама лекарств и биологически активных добавок вышла на первое место в неспециализированных СМИ. «В этом объеме есть компании, которые размещают рекламу по правилам и придерживаются стандартов этики, но есть и компании, которые вводят в заблуждение население, рекламируя панацею от всех бед», — говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.

Если депутаты оставят запрет на рекламу приборов, услуг и препаратов, цены на лекарственные препараты вырастут, потому что фармкомпании начнут искать другие методы продвижения продукции.

«Пока эти каналы выстроятся, пройдет время и будет затрачено много средств. И заплатят за это потребители. Регуляторы должны с этим работать осторожно», — предупреждает эксперт.

Источник: Газета

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.