«НТВ-Плюс» против пиратов — вся надежда на Роскомнадзор


Право | 23 Июля 2013 17:05:31

Руководитель дирекции информационных технологий компании «НТВ-Плюс» Сергей Грознов оценил объемы нелегального доступа к спутниковым операторам России в 2 млн подключений
Фото: ИТАР-ТАСС

«Из-за пиратов мы недополучаем не менее 64 млн руб. ежемесячно, — сетует г-н Грознов. — И очень надеемся на закрытие пиратских сайтов Роскомнадзором». Но удастся ли в итоге победить пиратов, пока точно не ясно.

Массовое использование жителями России нелегального доступа к спутниковому телевидению ни для кого не секрет. Наиболее популярная услуга — кардшаринг (от англ. card — «карта» и sharing — «общий доступ») — подразумевает покупку пиратом легальной абонентской карты и раздачу ее контента всем желающим по 2—4 долл. в месяц за практически полный пакет спутниковых каналов. То есть вместо того, чтобы использовать для декодирования сигнала легальную карту с ключами доступа, пользователи получают ключи, подключившись к специальным серверам в Интернете.

Ранее оценок количества нелегальных подключений к спутниковому ТВ не существовало. И, по мнению директора по проектам iKS-Consulting Елены Крыловой, точно оценить масштаб бедствия можно было бы лишь с помощью прямого опроса населения в различных регионах страны. Но руководитель дирекции информационных технологий «НТВ-Плюс» Сергей Грознов, занимавший до 2006 года должность руководителя службы контроля сервисов в «Лаборатории Касперского», владеет собственными методиками подсчета.

«Наша оценка основана на анализе активности и количества запросов к известным сайтам, занимающимся кардшарингом. Мы внимательнейшим образом изучаем пиратские форумы. И наша комплексная оценка общего количества абонентов России, использующих нелегальный доступ к спутниковым каналам, — 2 млн, — делится опытом г-н Грознов. — Даже если посчитать, что нелегальных подключений не 2 млн, а 1,5 млн, а также сделать допущение, что услугами «НТВ-Плюс» воспользовались бы 5% этих пользователей, то при текущей средней ежемесячной выручке на одного пользователя 860 руб. сумма получается внушительная — 64,5 млн руб. недополученной прибыли ежемесячно».

Всего, по данным исследовательской компании iKS-Consulting, в России на сегодняшний день зарегистрированы 11,9 млн активных абонентов спутникового ТВ. Лидер по количеству подключений — «Триколор ТВ» (8,79 млн платных абонентов). На «НТВ-Плюс» приходится около 650 тыс. абонентов, но из-за более высокой средней выручки на одного абонента «НТВ-Плюс» является одним из лидеров рынка спутниковой связи в денежном выражении — 38% от 14,6 млрд руб. (на конец 2012 года, «Триколор ТВ — 44%).

2 млн пиратов на этом фоне — немаленькая цифра. И г-н Грознов относится к существованию спутниковых пиратов очень лично. Неслучайно первый пират был задержан вскоре после его прихода в компанию — в 2007 году задержанный в Курске с помощью службы безопасности «НТВ-Плюс» поставщик услуг кардшаринга получил два года условно. Условные сроки для пиратов в этой области — норма. «Сейчас в законодательстве существенная ответственность предусмотрена только за получение выгоды от взлома, — говорит г-н Грознов. — Сейчас же ситуация складывается примерно следующим образом. Правонарушитель взламывает дверь ювелирного магазина, но сам не занимается воровством. Ему можно вменить только мелкое хулиганство, так как практически невозможно доказать его сговор с теми, кто занимался воровством».

Всего же, по словам г-на Грознова, в 2012 году по их обращениям «НТВ-Плюс» было возбуждено 14 уголовных дел и вынесено шесть обвинительных приговоров по статьям 272 и 273 («Неправомерный доступ к компьютерной информации» и «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»). С начала 2013 года — пять уголовных дел и два обвинительных приговора. Но все это — капля в море.

Стабильного успеха «НТВ-Плюс» добивается только в борьбе с подключением новых нелегальных пользователей. «Яркий показатель — проект «НТВ-Плюс Восток», в рамках которого мы предлагаем только защищенные карты, и доступ к пиратскому контенту проекта практически сведен к нулю, — рассказывает г-н Грознов. — Но в существующих проектах это лишь ограничивает появление новых пиратов, так как старые уже имеют рабочую инфраструктуру. Нужна полная замена оборудования, не отвечающего требованиям безопасности. Сейчас у нас 45% абонентов имеют устаревшие приемники».

По мнению г-на Грознова, изобретение новых технических способов противодействия пиратам дает операторам лишь кратковременную передышку — совершенствование защиты закономерно ведет к совершенствованию методов взлома. Ситуация осложняется тем, что система защиты не должна быть обременительна для легальных пользователей — нельзя решать проблемы с пиратами за счет абонентов, честно оплачивающих услуги телекомпании.

С продвижением кардшаринговых услуг в Интернете до недавних пор было невозможно бороться, так как основные сайты находятся за границей, и они отлично известны и абонентам, и операторам. Это, например, такие проекты, как shara-tv.org и gomel-sat.net. Казалось бы, с 1 августа, когда вступает в действие антипиратский закон, эти сайты можно будет прикрыть с помощью Роскомнадзора, на что г-н Грознов очень, кстати, надеется. Но не все так просто. На них нет нелегального контента как такового, зато есть информация, как его получить.

«Пусть обращаются, вопрос непростой, но мы его рассмотрим», — сказали РБК daily в Роскомнадзоре.

«Куда мы только не направляли запросы — и в Генпрокуратуру, и в МВД, и в ФСБ, и в Минкомсвязи, и в Роскомнадзор, прямо вот сейчас готовим очередное обращение в Госдуму, чтобы они четко приравняли кардшаринг к пиратству и чтобы в дальнейшем у того же Роскомнадзора не возникало никаких разночтений на этот счет», — говорит г-н Грознов.

Сами пираты, с которыми общалась РБК daily, сообщили, что Роскомнадзора не очень-то и боятся, играть в кошки-мышки могут бесконечно долго, спрос есть — будет и услуга. Однако от подробного общения по теме категорически отказались из соображений безопасности. Новости о поимке спутниковых пиратов появляются регулярно, то есть в полной безнаказанности они себя уже не ощущают.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: РБК Daily

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16367
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров