Госдума собирается запретить рекламу алкоголя в периодических изданиях
Запрет на рекламу алкоголя в интернете, предусматриваемый находящимся в Госдуме законопроектом, на практике будет трудно выполним и может повлечь отток рекламодателей на зарубежные сайты, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты и представители рынка
Законопроект разработан главой комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорем Руденским и группой других депутатов.
Согласно версии законопроекта, имеющейся в распоряжении
агентства "Прайм", его нормы претерпели изменения между первым и вторым
чтениями и сейчас предполагается безоговорочный запрет на рекламу всего
алкоголя "в информационно-телекоммуникационной сети интернет", в то время как
ранее он распространялся только на сайты зарегистрированных СМИ.
В то же время предлагается запретить рекламировать алкогольные напитки с
содержанием спирта ниже 5% в печатных изданиях. Таким образом, под запрет могут
попасть пиво и напитки на его основе, в то время как производители крепкого
алкоголя смогут размещать свою рекламу в журналах и газетах.
Между тем Руденский сказал "Прайму", что запрет на рекламу в печати будет
распространяться на все виды алкоголя. Он подтвердил, что законопроект
планируется в среду рассмотреть во втором чтении на заседании Госдумы, а
окончательно принять в текущую сессию.
"Рекламу пива запрещаем в печати и то, что свыше 5%, тоже запрещаем,
соответственно весь алкоголь с 1 января 2013 года. Мы хотели с 1 июля текущего
года, но получается так, что будем запрещать с 1 января. Там будет написано,
что запретить рекламу спиртных напитков любой крепости, мы сегодня уже приняли
на комитете такое решение", - рассказал депутат.
По его словам, регулирование рекламы в интернете вызывает
пока вопросы, но после принятия закона депутаты будут дорабатывать и
регулировать процесс. "Там есть такая проблема небольшая с зарубежными сайтами,
которые могут использовать наши пробелы, но, думаю, что мы подзаконными актами
это решим", - отметил Руденский.
Что делать производителям?
Как считает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции
(СПАП) Дмитрий Добров, на продвижение алкоголя в данный момент уже наложен ряд
существенных ограничений. "Сейчас разрешены места продаж, печатные СМИ за
исключением первой, второй, последней и предпоследней полос и интернет - на наш
взгляд, этих ограничений вполне достаточно, так как ситуация такова, что данная
реклама не привлекает нового потребителя и предназначена для информирования уже
существующего", - сказал он, отметив, что необходимо сохранить текущий
баланс.
По мнению Доброва, применение данного закона может столкнуться с трудностями,
поскольку не до конца ясен вопрос, как контролировать рекламу в интернете.
"Большой вопрос, как разделить рекламу и корпоративные сайты компаний, где есть
раздел "продукция", где есть перечень производимых продуктов, их фотографии и
описание. Получается, что под данный запрет подпадают и корпоративные сайты
тоже?" - недоумевает он.
По словам Руденского, в том, что касается сайтов самих
производителей спиртного, потребуются разъяснения. "Я думаю, что будут
разъяснения, чтобы они действительно не рекламировали продукцию, а именно
давали по ней объяснения, но это уже чисто технические вещи", - сказал
депутат.
Кроме того, как отметил Добров, всю рекламу в интернете можно поделить на две
категории: рекламу дешевого и нелегального спиртного, то есть то, что с трудом
контролируется или не контролируется вообще, и рекламу премиального алкоголя
(вин, виски и других напитков), не способную повлиять на уровень потребления по
стране. "Поэтому не очень ясно, зачем их смешивать и запрещать", - добавил
председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.
Реклама уйдет за рубеж
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков
алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, данный законопроект не стоит расценивать
всерьез, так как впереди еще осенняя сессия Госдумы, в рамках которой, как
ожидается, будут приняты нормы, полностью запрещающие рекламу алкоголя везде,
кроме мест продаж.
"Не будет там (в интернете - ред.) рекламы - вся она уйдет в места продаж,
деньги получит розница, но интернет не потеряет полностью, потому что люди
будут регистрировать свои сайты вне российского сегмента интернета и размещать
рекламу там", - сказал он.
Управляющий по связям с органами государственной власти Sun InBev Russia, одной
из крупнейших пивоваренных компаний в России, Андрей Ерин также считает
возможным уход российских рекламодателей и продавцов рекламы на зарубежные
домены.
"В случае, если закон будет принят, вполне реальной выглядит перспектива
постепенного ухода рекламы алкоголя, особенно элитного, на зарубежные сайты, в
том числе их русскоязычные версии", - сказал и руководитель отдела
интернет-исследований аналитического центра рекламного холдинга "Видео
Интернешнл" Алексей Беляев.
На его взгляд, данная мера вряд ли сможет полностью
запретить рекламу алкоголя в интернете, но может стать инструментом для
оказания давления на отдельные площадки. По словам Беляева, пока в
законодательстве РФ нет достаточно четких определений, что такое "сеть
интернет", неясно и то, как можно там запретить или ограничить рекламу и вообще
пытаться регулировать то, что не относится к российской юрисдикции. В любом
случае есть много популярных зарубежных интернет-ресурсов, которые с радостью
разместят русскоязычную рекламу, ориентированную на российских пользователей,
подытожил он.
Эксперт предполагает, что в случае вступления закона в силу в нынешней редакции
на практике размещение рекламы алкоголя в интернете будет пресекаться после
поступления в ФАС соответствующей жалобы.
Источник: РИА Новости