Авиакомпании просят заплатить за музыку в полете
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), собирающая отчисления в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, намерена взимать вознаграждения и с авиакомпаний за использование музыки на бортах самолетов
В 2011 году ВОИС направила уведомления ряду перевозчиков, в том числе «Аэрофлоту» и «Трансаэро», с требованием заключить соответствующие договоры с ней. Авиакомпании считают, что ответственность за музыку на борту несут контент-провайдеры.
«С прошлого года мы направили уведомления о необходимости
заключения договоров с ВОИС авиакомпаниям «Аэрофлот», «Трансаэро», ЮТэйр, «S7 —
Авиакомпания «Сибирь» и другим, — сообщил замгендиректора ВОИС Алексей Карелов.
— К примеру, у нас уже заключены договоры с пассажирскими транспортными
компаниями, которые выплачивают вознаграждения за использование музыки в
поездах. Что касается авиаперевозчиков, пока этот рынок мало изучен: мы не
знаем, какое количество самолетов у авиакомпаний, звучит ли музыка в
принадлежащих им залах ожидания и т.д.». По его словам, представители ВОИС
зафиксировали случаи использования музыки на бортах «Аэрофлота» и «Трансаэро».
«Если нам не удастся разрешить сложившуюся ситуацию путем переговоров, придется
обращаться в суд», — говорит г-н Карелов.
ВОИС создана в апреле 2008 года, а 4 августа 2009 года получила аккредитацию
Росохранкультуры на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм
на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также сообщение в эфир
или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Организация
заключает договоры с вещательными организациями, развлекательными центрами,
гостиницами, ресторанами и магазинами. По итогам 2011 года сборы ВОИС остались
примерно на уровне 2010 года — около 420 млн руб.
«Поскольку с формальной точки зрения проигрывание музыки в самолетах — это публичное исполнение фонограммы, требование ВОИС можно считать законным. Причем ВОИС может претендовать на определенный процент с валовой выручки авиаперевозчиков, которая представляет собой немалые суммы», — говорит управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Однако у обладателей смежных прав, которых представляет ВОИС, правовых возможностей существенно меньше, чем, например, у авторов произведений, которых представляет Российское авторское общество (РАО), добавляет г-н Кравченко. Вероятнее всего, считает юрист, наиболее безболезненным для обеих сторон выходом станет соглашение о небольших ставках вознаграждения.
Это, в частности, позволило бы ВОИС не бояться того, что
авиаперевозчики начнут искать способы не использовать в полете музыку совсем
или использовать только те фонограммы, права на управление которыми изъяты из
репертуара ВОИС, — аудиовизуальные произведения — видеоклипы, которые
фонограммами не являются.
Юристы «Аэрофлота» проанализируют обращение ВОИС. «Если их претензии являются
обоснованными, то договор будет заключен», — говорит официальный представитель
компании. Все будет сделано в рамках закона, уточняет он.
Получить официальные комментарии «Трансаэро» и других
авиакомпаний не удалось.
Источник в одной из авиакомпаний отмечает, что ВОИС уже три года пытается
взыскать с перевозчиков деньги, хотя музыку в салонах (чаще всего это
классические композиции) предоставляют контент-провайдеры, а не сами
авиакомпании.
Источник: РБК Daily