Sky Express теряет юридическое лицо
ЗАО "Небесный экспресс" могут ликвидировать
Как стало известно "Ъ", "Базэл" Олега Дерипаски рассматривает возможность ликвидации ЗАО "Небесный экспресс" — юридического лица авиакомпании Sky Express. При этом планируется сохранить бренд, маршрутную сеть, парк и летный состав перевозчика в рамках подконтрольных холдингу "Авиалиний Кубани". Однако для реализации такого варианта необходимо решить проблему долгов Sky Express.
Акционеры "Авиалиний Кубани" и Sky Express в течение месяца намерены определиться со схемой дальнейшей интеграции авиакомпаний, сообщили "Ъ" в "Базэле". "Одним из вариантов может быть создание единой управляющей компании, но рассматриваются и другие схемы с учетом интересов не только акционеров, но и кредиторов",— добавили в холдинге, отказавшись уточнить подробности. Источники "Ъ" на рынке рассказали, что одним из вариантов является слияние бизнесов авиакомпаний с юридической ликвидацией одной из них — вероятнее всего, ЗАО "Небесный экспресс" (Sky Express). "Для банков открытие кредитных линий для ОАО "Авиалинии Кубани" предпочтительнее,— объясняет собеседник "Ъ".— В ЗАО "Небесный экспресс" до сих пор не раскрыты собственники, банки в курсе недавнего конфликта Sky Express с аэропортом Внуково из-за долгов (см. "Ъ" от 1 апреля). Не улучшает кредитную историю и то, что в августе прошлого года Sky Express из-за систематических задержек рейсов и нестабильного экономического состояния мог быть остановлен". Переговоры по объединению с "Авиалиниями Кубани" фактически спасли компанию от закрытия, отмечает источник "Ъ".
В "Базэле" надеются, что в результате объединения компании займут около 10% российского авиарынка (по данным Росавиации, в январе-апреле перевозчики вместе занимали 4% рынка, Sky Express была на девятом месте, "Авиалинии Кубани" — на 15-м), а для этого необходимо расширение парка. В частности, обсуждается приобретение 50 самолетов. Объединение позволит оптимизировать штат, использование летного состава по всей маршрутной сети (сейчас такой вариант исключен, поскольку работа летчиков сразу в двух авиакомпаниях запрещена Воздушным кодексом РФ), уточняет источник "Ъ".
Но если вариант с ликвидацией "Небесного экспресса" будет взят за основу, "Базэлу" придется провести сложные переговоры с авиавластями. Подобный прецедент уже был с авиакомпанией "Москва" (см. "Ъ" от 14 января). Ее маршрутная сеть, персонал и авиапарк перешли в "ЮТэйр". Потребуется также сделать аэропорт Внуково базовым для "Авиалиний Кубани", решить вопрос с сохранением сети дистрибуции и маршрутной сети Sky Express, а также бренда авиакомпании.
В "Базэле" официально вариант с ликвидацией ЗАО "Небесный экспресс" не комментируют. "Рассматриваются разные схемы с учетом интересов не только акционеров, но и кредиторов. Окончательного решения не принято. Приоритет отдается сохранению обоих брендов, маршрутов, коллективов",— говорят в холдинге.
Впрочем, по информации источников "Ъ" на рынке, хотя об объединении компаний официально не объявлено, структуры "Авиалиний Кубани" уже контролируют Sky Express. Они выступают поручителем по долгам Sky Express в аэропорту Внуково (около 110 млн руб.). Договор лизинга пяти из восьми Boeing 737 в парке компании Sky Express в ближайшее время будет переведен на "Авиалинии Кубани" (Sky Express будет эксплуатировать самолеты по договору сублизинга). "Авиалинии Кубани" стали крупнейшим кредитором Sky Express.
О возможности ликвидации ЗАО "Небесный экспресс" известно и совладельцу Внуково Виталию Ванцеву. По его словам, новый менеджмент Sky Express предоставил "все необходимые гарантии" о погашении долгов перед аэропортом "в случае любого варианта развития событий".
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что "ничего страшного в возможной ликвидации ЗАО "Небесный экспресс" нет". "Нет никакой разницы, кто будет держателем бренда, главное, чтобы компания продолжала летать, развиваться и выполнять свои обязательства перед пассажирами и кредиторами",— поясняет эксперт. Анна Куприянова из "Уралсиба" добавляет, что единая компания всегда более понятна для банков и инвесторов, поэтому потенциал с точки зрения инвестиций у нее всегда больше, чем у авиационного холдинга.
Источник: Коммерсантъ