Незаконные обменники прикрылись недействительными лицензиями
Несмотря на то, что борьба с незаконными обменными пунктами была начата более года назад, они по-прежнему существуют, причем маскируют свой бизнес под законный не особенно тщательно. Среди московских "операционных касс" узкого профиля удалось найти как структуру Инкомбанка, лишившегося лицензии 13 лет назад, так и два банковских подразделения, о работе которых в самих банках не подозревают
Пройдя в пятницу только по двум столичным улицам в районе станций метро "Новослободская" и "Савеловская", корреспондент "Ъ" обнаружил пять пунктов обмена валют, формально называющихся операционными кассами банков, но не предоставляющих никаких услуг, кроме валютообменных. Между тем исключительно валютообменная деятельность запрещена банкам еще с 1 октября 2010 года. Впрочем, как выяснилось, в действительности отношение к банку имела лишь одна из этих "операционных касс", остальные использовали вывески кредитных организаций для прикрытия.
Из пяти обнаруженных корреспондентом "Ъ" так называемых оперкасс банковскую лицензию согласились показать лишь в кассе Неополис-банка, находящейся по адресу: ул. Бутырская, д. 2, стр. 2. Информация о том, что лицензия этого банка была отозвана 23 марта, для сотрудницы кассы стала новостью. Касса еще одного "мертвого" банка располагалась по адресу: ул. Новослободская, д. 43, в этом же здании ларечного типа располагается обувная мастерская, салон связи и цветочная палатка. Показать банковскую лицензию операционистка отказалась, однако сообщила, что касса относится к Инкомбанку. Этот банк некогда входил в топ-5 российских банков и лишился лицензии еще в 1998 году. Две другие оперкассы, по словам их сотрудниц, относились к Еврокомбанку (ул. Сущевский вал, д. 3/5) и Национальному республиканскому банку (ул. Новослободская, д. 10). В головном офисе последнего "Ъ" рассказали, что данная операционная касса ранее действительно относилась к банку, однако в октябре прошлого года была закрыта. В Еврокомбанке затруднились ответить, принадлежала ли эта касса когда-либо банку, однако заверили, что сейчас она точно не имеет к нему никакого отношения.
И лишь одна из оперкасс, оказывающих исключительно валютообменные услуги, оказалась действительно банковской. Кассу, располагающуюся по адресу: ул. Бутырская, д. 6, корп. 3, стр. 2, в отличие от остальных четырех, удалось обнаружить в списке официально открытых на территории Московского региона внутренних структурных подразделений банков, имеющих валютную лицензию (опубликован на сайте ЦБ, информация в нем — по состоянию на 26 апреля 2011 года). Как подтвердили в головном офисе Калмыцкого коммерческого банка "Кредитбанк", подразделение, находящееся по этому адресу, имеет к банку самое непосредственное отношение и осуществляет иные банковские услуги, кроме валютообменных. В частности, по словам собеседника "Ъ" в головном отделении калмыцкого банка, там можно пополнить счет. Комментируя слова операционистки этой кассы, которая однозначно сообщила корреспонденту "Ъ", что никаких операций, кроме обмена валюты, в ней произвести нельзя, в банке заявили, что "операционистка, вероятно, недавно там работает и поэтому и не знает о дополнительной услуге для клиентов".
Из описанных случаев под регулирование Банка России попадает лишь последний и то при определенных обстоятельствах. "Случаи отказа подразделений действующих банков от проведения иных операций, кроме валютообменных, требуют нашей проверки,— сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.— Если проверка подтвердит, что это сознательная политика банка, а не ошибка одного конкретного сотрудника, то такие действия могут быть классифицированы как нарушение нормативных актов Банка России с соответствующими санкциями вплоть до запрета на проведение отдельных операций". Проведение же валютообменных операций под вывесками банков, лишившихся лицензий, равно как и якобы в отделениях действующих банков, если они на самом деле таковыми не являются, содержит признаки незаконной банковской деятельности, продолжает господин Сухов: "Такие обменники — объекты для изучения правоохранительными органами". Когда Банку России становится известно о таких случаях, он направляет в правоохранительные органы соответствующую информацию. Сведения о выявленных Банком России подобных пунктах обмена валют также регулярно публикуются на сайте ЦБ.
Получить комментарии в ГУВД Москвы о реакции правоохранительных органов на сообщения Банка России, а также о результатах их самостоятельной работы по ликвидации незаконных обменников до сдачи номера в печать не удалось. Впрочем, по словам экспертов, сотрудники правоохранительных органов активизируются лишь при обращениях граждан по поводу мошенничеств в таких обменниках. "В такой ситуации окончательно избавиться от нелегальных обменников вряд ли удастся",— говорит директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы "НЭО Центр" Евгений Трусов. Правда, он отмечает, что некоторый результат все же есть: с 1 октября прошлого года количество незаконных обменников все же сократилось.
Источник: Коммерсантъ