В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
ФАС пошла на буфет
Заоблачные цены в «Шереметьеве» и «Домодедове» – буквально на все, а особенно на продукты питания и напитки, пассажиров давно уже не удивляют. Они их возмущают. После многочисленных обращений граждан антимонопольная служба наконец-то вплотную занялась точками общепита, замеченными в завышении цен в аэропортах

Есть дело

В конце февраля Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области возбудило дело против сети кафе «Шоколадница», а в апреле и против «Кофе Хаус». «Как в наш адрес, так и в адрес прокуратуры, поступило очень много обращений от пассажиров, – рассказывает начальник отдела анализа и контроля за экономической концентрацией на товарных рынках Московского областного УФАС России Денис Туманов. – Областной прокуратурой и нашим управлением была организована совместная проверка в стерильной зоне внутренних рейсов аэропорта «Домодедово» на предмет необоснованного завышения цен. Ни для кого не секрет, что стерильная зона аэропорта – особая зона, в которую правилами авиационной безопасности запрещается проносить продукты, в первую очередь напитки, чем и пользуются некоторые хозяйствующие субъекты. По материалам проверки было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства – установления монопольно высоких цен».

По закону, обеим кофейням грозит штраф в двукратном размере от излишне полученной выручки. «Но говорить о том, что компании нарушили закон, еще рано, – продолжает Денис Туманов. – Сейчас создана комиссия, которой предстоит рассмотреть все материалы дела, анализировать цены на сопоставимых рынках. И если вина будет установлена, нарушителям выдадут соответствующее предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а материалы будут переданы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении».

Диета поневоле

Навязчивый и дорогостоящий сервис в полной мере могли ощутить в конце прошлого года тысячи пассажиров двух столичных авиаузлов. Из-за стихии в обесточенном «Домодедове» и обледенелом «Шереметьеве» отменили все рейсы. Голодные люди, не рассчитывавшие на столь долгое ожидание, ринулись за едой. Но цены на нее посадили многих на диету.

«В «Домодедове» мы просидели двое суток, – вспоминает наша читательница Светлана Родина. – Нам повезло, что вода у нас была с собой в приличном количестве. В здании не работали кондиционеры, было очень душно, а пол-литровая бутылка воды стоила от 500 рублей и выше. Столько же стоил и какой-то несчастный бутерброд. Никаких талонов на питание никто нам не давал, да и что на них можно купить? Мы заходили пару раз в кафешку, но почти ничего не брали – цены просто космические. Девушки из нашей компании утешали себя только тем, что это отличный способ для похудания, особенно перед отпуском».

Расчет бизнесменов прост: не хочешь – не покупай. В аэропорту это означает: не можешь купить – сиди голодный, ведь раздобыть еду и воду как-то иначе невозможно. «Человек, который ждет в аэропорту или на вокзале, находится в безальтернативной ситуации, – считает кандидат юридических наук, путешественник со стажем Василий Кирилов. – С багажом и маленькими детьми далеко не уйдешь. Этика бизнеса в данном случае отсутствует напрочь.

Бизнесмены пытаются выжать из людей по максимуму. У нас считается так: если человека что-то не устроит, когда он будет разбираться? Сейчас он кушает, а через час уже улетит в другую точку мира. Даже если он, не дай бог, отравится, об этом никто не узнает. В то время как в других странах говорят: если ты хочешь хорошо покушать – иди на вокзал. За границей в аэропортах и на вокзалах самые лучшие рестораны. Это лучшее питание и лучший сервис. Сюда приходят не только пассажиры, но и все желающие, в том числе и семьи с детьми. И если человеку не понравятся качество пищи, сервис, да даже неподходящее меню, он обязательно отреагирует».

У антимонопольной службы на этот счет своя точка зрения. «Если брать предновогодний коллапс, именно в этих предприятиях общественного питания роста цен не было, – считает Денис Туманов. – Была такая информация, и, может быть, имели место разного рода завышения, но из тех документов, которые мы получили при проверке, это не следует. Тогда не было электричества во всем аэропорту. В этих кофейнях не работали кассовые аппараты и оборудование, так что они просто не могли заниматься торговой деятельностью. Если и было какое-то завышение цен – это действия конкретных частных лиц. Нарушение закона о предпринимательской деятельности – это уже не наша компетенция, это к органам внутренних дел».

Война с ценами

Надо заметить, цены в аэропортах и в обычное время, мягко говоря, не низкие и даже не средние, и антимонопольная служба уже обращала на это внимание. В 2008 г. за завышенные цены были оштрафованы владельцы автостоянок «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Теперь дело дошло и до еды. Почему маленькая бутылка питьевой воды, которая даже в центре столицы стоит 20–30 рублей, в аэропорту стоит 60? Почему счет за обед в кафе «Домодедова» и «Шереметьева» будет в 2,5–3 раза больше, чем счет за такой же обед в таком же кафе Москвы?

«Очень многие сопоставляют цены на кофе в аэропорту и в палатках Москвы. Этого ни в коем случае делать нельзя, поскольку здесь совершенно разные расходные составляющие, – утверждает Денис Туманов. –
В аэропорту стоимость аренды будет гораздо выше, чем в столице. Наш закон предусматривает, что нельзя признать цену монопольно высокой, если эта цена ниже затрат, необходимых для производства и реализации этих услуг. Разумеется, заставить компании торговать себе в убыток мы ни в коем случае не можем.

В Налоговом кодексе РФ прописано: если наценка на товар превышает 20%, то налоговый орган имеет право истребовать дополнительные налоговые отчисления. Но, если компания на рынке не занимает доминирующее положение и цена формируется в условиях конкуренции, никаких ограничений по установлению надбавок, к примеру на напитки, нет». Правда, такие ограничения есть на надбавки на лекарства. Однако пока проверки аптек в аэропортах не планируются. Они инициируются, если в антимонопольную службу поступает соответствующее заявление. Однако, по словам представителя ФАС, на данный момент заявлений о завышенной стоимости лекарств к ним не поступало.

Война с ценами в аэропортах ведется достаточно давно. Проводятся проверки, иногда даже кого-то штрафуют. Однако в целом почти ничего не меняется. В аэропортах по-прежнему дорого все, что можно съесть и выпить. Еще там есть недешевые аптеки, пункты обмена валют, киоски с прессой… А вот социальной ответственности бизнеса, о которой так много говорится, там нет.





Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
сентябрь 2018
Каталог 7889 компаний
D2 Marketing Solutions/ Ди Ту Маркетинг СолюшензDaily Profit - digital агентство.MRMarketing
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center