В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
ФАС пошла на буфет
Заоблачные цены в «Шереметьеве» и «Домодедове» – буквально на все, а особенно на продукты питания и напитки, пассажиров давно уже не удивляют. Они их возмущают. После многочисленных обращений граждан антимонопольная служба наконец-то вплотную занялась точками общепита, замеченными в завышении цен в аэропортах

Есть дело

В конце февраля Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области возбудило дело против сети кафе «Шоколадница», а в апреле и против «Кофе Хаус». «Как в наш адрес, так и в адрес прокуратуры, поступило очень много обращений от пассажиров, – рассказывает начальник отдела анализа и контроля за экономической концентрацией на товарных рынках Московского областного УФАС России Денис Туманов. – Областной прокуратурой и нашим управлением была организована совместная проверка в стерильной зоне внутренних рейсов аэропорта «Домодедово» на предмет необоснованного завышения цен. Ни для кого не секрет, что стерильная зона аэропорта – особая зона, в которую правилами авиационной безопасности запрещается проносить продукты, в первую очередь напитки, чем и пользуются некоторые хозяйствующие субъекты. По материалам проверки было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства – установления монопольно высоких цен».

По закону, обеим кофейням грозит штраф в двукратном размере от излишне полученной выручки. «Но говорить о том, что компании нарушили закон, еще рано, – продолжает Денис Туманов. – Сейчас создана комиссия, которой предстоит рассмотреть все материалы дела, анализировать цены на сопоставимых рынках. И если вина будет установлена, нарушителям выдадут соответствующее предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а материалы будут переданы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении».

Диета поневоле

Навязчивый и дорогостоящий сервис в полной мере могли ощутить в конце прошлого года тысячи пассажиров двух столичных авиаузлов. Из-за стихии в обесточенном «Домодедове» и обледенелом «Шереметьеве» отменили все рейсы. Голодные люди, не рассчитывавшие на столь долгое ожидание, ринулись за едой. Но цены на нее посадили многих на диету.

«В «Домодедове» мы просидели двое суток, – вспоминает наша читательница Светлана Родина. – Нам повезло, что вода у нас была с собой в приличном количестве. В здании не работали кондиционеры, было очень душно, а пол-литровая бутылка воды стоила от 500 рублей и выше. Столько же стоил и какой-то несчастный бутерброд. Никаких талонов на питание никто нам не давал, да и что на них можно купить? Мы заходили пару раз в кафешку, но почти ничего не брали – цены просто космические. Девушки из нашей компании утешали себя только тем, что это отличный способ для похудания, особенно перед отпуском».

Расчет бизнесменов прост: не хочешь – не покупай. В аэропорту это означает: не можешь купить – сиди голодный, ведь раздобыть еду и воду как-то иначе невозможно. «Человек, который ждет в аэропорту или на вокзале, находится в безальтернативной ситуации, – считает кандидат юридических наук, путешественник со стажем Василий Кирилов. – С багажом и маленькими детьми далеко не уйдешь. Этика бизнеса в данном случае отсутствует напрочь.

Бизнесмены пытаются выжать из людей по максимуму. У нас считается так: если человека что-то не устроит, когда он будет разбираться? Сейчас он кушает, а через час уже улетит в другую точку мира. Даже если он, не дай бог, отравится, об этом никто не узнает. В то время как в других странах говорят: если ты хочешь хорошо покушать – иди на вокзал. За границей в аэропортах и на вокзалах самые лучшие рестораны. Это лучшее питание и лучший сервис. Сюда приходят не только пассажиры, но и все желающие, в том числе и семьи с детьми. И если человеку не понравятся качество пищи, сервис, да даже неподходящее меню, он обязательно отреагирует».

У антимонопольной службы на этот счет своя точка зрения. «Если брать предновогодний коллапс, именно в этих предприятиях общественного питания роста цен не было, – считает Денис Туманов. – Была такая информация, и, может быть, имели место разного рода завышения, но из тех документов, которые мы получили при проверке, это не следует. Тогда не было электричества во всем аэропорту. В этих кофейнях не работали кассовые аппараты и оборудование, так что они просто не могли заниматься торговой деятельностью. Если и было какое-то завышение цен – это действия конкретных частных лиц. Нарушение закона о предпринимательской деятельности – это уже не наша компетенция, это к органам внутренних дел».

Война с ценами

Надо заметить, цены в аэропортах и в обычное время, мягко говоря, не низкие и даже не средние, и антимонопольная служба уже обращала на это внимание. В 2008 г. за завышенные цены были оштрафованы владельцы автостоянок «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Теперь дело дошло и до еды. Почему маленькая бутылка питьевой воды, которая даже в центре столицы стоит 20–30 рублей, в аэропорту стоит 60? Почему счет за обед в кафе «Домодедова» и «Шереметьева» будет в 2,5–3 раза больше, чем счет за такой же обед в таком же кафе Москвы?

«Очень многие сопоставляют цены на кофе в аэропорту и в палатках Москвы. Этого ни в коем случае делать нельзя, поскольку здесь совершенно разные расходные составляющие, – утверждает Денис Туманов. –
В аэропорту стоимость аренды будет гораздо выше, чем в столице. Наш закон предусматривает, что нельзя признать цену монопольно высокой, если эта цена ниже затрат, необходимых для производства и реализации этих услуг. Разумеется, заставить компании торговать себе в убыток мы ни в коем случае не можем.

В Налоговом кодексе РФ прописано: если наценка на товар превышает 20%, то налоговый орган имеет право истребовать дополнительные налоговые отчисления. Но, если компания на рынке не занимает доминирующее положение и цена формируется в условиях конкуренции, никаких ограничений по установлению надбавок, к примеру на напитки, нет». Правда, такие ограничения есть на надбавки на лекарства. Однако пока проверки аптек в аэропортах не планируются. Они инициируются, если в антимонопольную службу поступает соответствующее заявление. Однако, по словам представителя ФАС, на данный момент заявлений о завышенной стоимости лекарств к ним не поступало.

Война с ценами в аэропортах ведется достаточно давно. Проводятся проверки, иногда даже кого-то штрафуют. Однако в целом почти ничего не меняется. В аэропортах по-прежнему дорого все, что можно съесть и выпить. Еще там есть недешевые аптеки, пункты обмена валют, киоски с прессой… А вот социальной ответственности бизнеса, о которой так много говорится, там нет.





Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
ноябрь 2018
Каталог 7889 компаний
AffectDIXI PROМаркетинговое агентство Media108
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center