Москвичей заставят платить штрафы за безбилетный проезд других пассажиров
Москвичей заставят платить штрафы за других, если поправки Кодекс города Москвы об административных правонарушениях вступят в силу в том виде, в котором их одобрила в первом чтении Мосгордума. Это признают даже сами разработчики законодательных изменений
Об этом на пресс-конференции рассказал председатель комиссии Мосгордумы по законодательству и автор законопроекта «О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 „Кодекс города Москвы об административных правонарушениях“ Александр Семенников во вторник 24 мая.
Как уже сообщал GZT.RU, в первом чтении депутаты Мосгордумы одобрили закон, который повысит штрафы для безбилетников в метро и наземном общественном транспорте в десять раз, а также создаст новую службу, контролирующую оплату проезда в наземном транспорте.
Десятикратное наказание
Штраф будет увеличен со 100 рублей до 1 тысячи. По словам председателя комиссии МГД по законодательству Александра Семенникова, из-за подобных нарушений транспортные компании получают убытки примерно в 3 млрд. рублей ежегодно.
Также отмечается, что контролеры будут составлять протоколы и принимать решение о наложении штрафа. Нарушителю будут выдавать квитанцию об уплате штрафа. Если нарушитель не заплатит, тогда соответствующие сведения поступят в службу судебных приставов. При этом в случае несогласия с решением контролера можно обращаться в суд.
По словам Семеникова, в первую очередь, проблема с наказанием безбилетников упиралась в то, что сотрудники ГУП «Мосгортранс», совершавшие проверки проездных документов, не имели права выписывать штрафы и составлять акты об административном правонарушении— так как они являлись представителями коммерческой фирмы.
Теперь же будет создана новая служба— государственное казенное учреждение «Организатор перевозок», штат которого будет состоять приблизительно из 300 человек. «Учитывая общее количество маршрутов общественного транспорта в городе, на каждого контролера придется приблизительно 26 транспортных средства. Это нормально для осуществления более или менее полного контроля за оплатой проезда»,— уверен автор законопроекта.
Старые турникеты пока работают
Также Семенников отметил, что разговоры о том, что такие штрафы слишком велики, он не считает правомерными. «Если речь идет о штрафе за административное правонарушение, то не стоит говорить о том, что он слишком велико, так как его соотношение с ценой проезда вполне нормальное. Можно говорить вообще о ценах на общественный транспорт»,— отметил депутат Мосгордумы. Впрочем, по его словам, система оплаты достаточно гибкая, так при покупке билетов на большее количество поездок каждая из них становится дешевле.
Добавим, что по словам заммэра Москвы по вопросам развития транспорта Николая Лямова, на сегодня 30% пассажиров наземного транспорта— безбилетники.
Кроме того, городской бюджет выделяет 22 млрд. рублей на разнообразные льготы и бесплатный проезд пенсионеров. Кроме того, при разработке закона депутаты опирались на европейский опыт, где соотношение между одной поездкой и штрафом за безбилетный проезд приблизительно такое же. Так в Париже и Берлине «зайцев» обяжут заплатить 40 евро (около 1,6 тыс. рублей), а в Лондоне 80 фунтов (около 3,6 тыс. рублей). Как добавил Семенников, и в Европе во время ужесточения контроля за безбилетниками выручка транспортных предприятий значительно вырастает.
Что касается демонтажа турникетов в автобусах, троллейбусах и трамваях, о котором некоторое время назад уже говорил руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов, то, по словам Семеникова, пока никаких конкретных мер не приятно. В новых транспортных средствах их уже не будет, а в старых пока остаются.
Второй валидатор вместо турникета
Лямов рассказал о том, что уже в 2012 году планируется избавить наземный транспорт от турникетов. При этом он добавил, что работа по демонтажу турникетов не слишком затратная. А наиболее дорогостоящая часть пропускной системы— валидаторы останутся по-прежнему. Более того, возможно, их количество будет увеличено.
«Мы хотим добиться того, чтобы входить в автобусы можно было через любую дверь, для увеличения скорости движения на транспорте и создания наиболее комфортных условий»,— объяснил Лямов.
К слову, «Организатор перевозок» будет следить не только за оплатой проезда, но за всеми нормами— например, штрафу может подвергнуться человек, чья одежда пачкает других пассажиров.
Отвечая на вопросы журналистов, Семенников затронул несколько проблем, которые могут появиться при ведении новой системы. Однако не на все из них автор законопроекта дал достаточно четкие ответы.
В первую очередь это касалось возможной коррупции при выписывании штрафов. Семеников объяснил, что права взимать деньги у служащих «Организатора перевозок» не будет. Кроме того, когда речь идет даже о взятке в 300 рублей, она настолько больше цены на билет, что смысл в предложении денег непосредственно контролеру отпадает. «На мой взгляд, повышение штрафов как раз и есть антикоррупционная мера»,— заключил депутат. Однако он признал, что глобально проблема существует, и ее предстоит решать, по мере наблюдения за тем, как работает новое ведомство. Он добавил, что мы знаем о случаях коррупции, например, в суде или ГИБДД, но это не повод полностью отказываться от этих организаций.
То же самое касается и возможного мошенничества с сообщением неправильной информации. Контролер не имеет права требовать с пассажира паспорт. А значит, безбилетник вполне может сообщить данные другого человека и квитанция об оплате штрафа придет ему. Семенников объяснил, что это может сделать только специально подготовившийся человек, так как имя, фамилия и паспортные данные должны совпадать и реально существовать. Но сам же признал, что в таком случае, виновника найти удастся вряд ли, а незаслуженно получивший такую квитанцию человек должен будет потратить время и нервы на обжалование штрафа в суде.
Также Семенников отметил, что, возможно, в первое время проверки могут осуществляться совместно с полицией. Или полицейские будут помогать контролерам на проблемных маршрутах или на конечных станциях, так как есть вероятность того, что из-за больших штрафов люди не будут слушаться сотрудников «Организатора».
На вопрос корреспондента GZT.RU автор законопроекта ответил, что составление протоколов не займет много времени и не скажется на времени движения транспорта, так как «контролер будет заходить в транспорт с готовой кипой постановлений, в которые надо будет лишь добавить имя и фамилию нарушителя».
К слову, повышенные штрафы в метро по-прежнему будут собирать представители полиции, которые пока не слишком активно выполняют свою работу. Но «по моим замечаниям, чем выше штраф, тем ответственнее их собирают», заверил Семенников.
Добавим, что на первом слушании только представители КПРФ попросили время на внесение изменений в проект. Однако, по словам Семеникова, пока никаких предложений к нему не поступало. А значит, скорее всего, не позднее 1 июля закон вступит в силу.
Источник: GZT.ru