Госдума разрабатывает закон об уголовной ответственности за спам
Госдума подготовила проект закона об уголовном преследовании спамеров
Депутаты собираются ввести ответственность за рассылку и создание «спамерских баз». До сих пор к спамерам применяли статью о незаконном предпринимательстве. Эксперты ждут передела 4-миллиардного рынка и роста цен на рассылки. Представители индустрии уверены, что законопроект лоббируют операторы традиционной рекламы.
Комитет Госдумы по информационной политике и комиссия по информационной безопасности и киберпреступности Российской ассоциации электронных коммуникаций (объединяет депутатов Госдумы, экспертов Microsoft, Mail.ru, Лаборатории Касперского и др.) подготовили проект закона об уголовной ответственности за рассылку спама.
Впервые в России в юридическую практику вводится определения спама и уголовная ответственность за его рассылку.
Профильная рабочая группа Госдумы обсудит проект закона о борьбе с несанкционированными электронными сообщениями 13 мая. Предварительная формулировка — закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях противодействия заказу, производству и распространению несанкционированных электронных сообщений (спама)».
Проект закона готовился более полугода. Базой стали законы против спама, принятые в Австралии, Канаде и США.
Законопроект запрещает массовую рассылку электронных сообщений рекламного и информационного характера, а также содержащих политическую рекламу или любые публичные оферты. Таким образом, рассказывают создатели законопроекта, документ «выделяет типовые электронные сообщения, наиболее часто рассылаемые в виде спама».
За нарушение норм предусмотренных данным законопроектом предусматривается административная и уголовная ответственность. В рамках Административного кодекса предполагаются штрафы для физических лиц на 50 000—100 000 рублей. От 100 000 рублей до 200 000 рублей — для должностных лиц. И от 200 000 до 1 000 000 рублей — для юридических лиц. Все санкции предполагают конфискацию компьютеров и серверов.
В Уголовный кодекс авторы проекта предлагают вписать ответственность за спам в виде штрафа (до 1 000 000 рублей), обязательных работ на 120—180 часов или исправительных работ на срок до года.
Распространение спама по сговору группой лиц или с извлечением дохода в крупном размере (больше 100 000 рублей) предусматривает максимальную санкцию в виде исправительных работ на срок до двух лет.
Квалифицирующими признаками для уголовной ответственности законопроект предусматривает массовый характер незаконной рассылки, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, а также получение дохода в особо крупном размере.
Массовыми рассылками признаются производство или распространение электронных сообщений в количестве одной тысячи в течение одного дня или десяти тысяч в течение недели.
Законопроект перечисляет случаи, когда массовая рассылка возможна без уголовных санкций. Например, положение не действует, если получатель согласился на получение рекламных сообщений. Также спамом не являются письма, которые содержат информацию о физическом лице или организации, являющихся его отправителем или заказчиком, а также сведения о том, каким образом получатель письма может связаться с физическим лицом или организацией, отправившим ему письмо. Кроме того, в письмах, не попадающих под определения спама, обязана содержаться понятная информация о способе, которым получатель сообщения может отказаться от получения последующих писем от этого отправителя. Наконец, заголовок такого электронного сообщения не должен вводить получателя в заблуждение относительно содержания.
Такие требования, считают авторы законопроекта, позволяют отнести то или иное сообщение к спаму и не дают возможности спамерам «вести деятельность в легальном поле». «Этот подход дает возможность в достаточной степени формализовать процедуру возбуждения расследований в адрес лиц, рассылающих такие сообщения, так как соответствие или не соответствие того или иного сообщения предъявляемым требованиям устанавливается легко и точно», — уверены в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
Кроме массовой рассылки писем вынесенный на обсуждение законопроект запрещает составление и распространение «спамерских баз» — списков адресов электронной почты. Также запрещается производство, распространение и использование программ, осуществляющих автоматический сбор адресов электронной почты в информационных сетях и базах данных в целях формирования таких баз.
«Данный запрет является необходимым для того, чтобы закрыть спамерам путь к переводу своих рассылок в легальную сферу», — объясняют авторы.
Сейчас случаи привлечения спамеров к ответственности в России редки. Киберпреступников можно арестовать не за рассылку спама, а по другим статьям Уголовного кодекса. В октябре, напоминает один из авторов законопроекта, член комиссии по информационной безопасности и киберпреступности РАЭК Матвей Алексеев, следственное управление при УВД по ЦАО Москвы возбудило уголовное дело против российского предпринимателя Игоря Гусева. Гусев – один из главных спамеров мира, уверены следователи. Но обвинение Гусеву предъявили в незаконном предпринимательстве, сопряженном с получением доходов в особо крупном размере.
Управляющий партнер группы «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева говорит о возможности привлечения спамеров к ответственности по статье 14.3 Административного кодекса — «Нарушение законодательства о рекламе». Она предусматривает штраф до 2,5 тыс. руб. для физического лица и от 40 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Альтернативный вариант санкции за спам — привлечение киберпреступнников по уголовной статье «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Она предусматривает наказание в виде обязательных работ до десяти суток или ограничением свободы на срок до двух лет.
По оценке РАЭК, экономический ущерб России от спама составляет 14,1 млрд рублей, а оборот российского рынка спама составляет 3,744 млрд рублей.
Спам — очень выгодный бизнес, рассказывает специалист по безопасности G Data Software в России и СНГ Роман Карась. «Рынок заполнен заказчиками. Компании выходят из кризиса и готовы тратить больше на недорогой и иногда эффективный способ рекламы», — признает Карась.
Алексеев считает, что спамеры не опасаются наказания, а правоохранительные органы не борются с киберпреступлениями из-за отсутствия юридического определения спама. «Если в законе будет прописана конкретная ответственность за рассылку, количество спама уменьшится», — считает он.
Новый закон приведет к переделу рынка спамеров, уверен Карась. В частности, он вытеснит с рынка мелкие группы, на которых приходится небольшой объем трафика. «Крупные объединения останутся, уверен эксперт. «Спамеры будут рассылать спам через иностранные серверы. Работать станет тяжелее, но это подтолкнет развитие новых форм спама и, возможно, повысит его стоимость для заказчиков», — уверен Карась.
Адвокат Алексей Куприянов, представлявший интересы Игоря Гусева, уверен, что уголовное преследование за массовые рассылки – это «нонсенс». «Создатели этого законопроекта идут против курса на либерализацию российского уголовного законодательства», – считает юрист. По его словам, нельзя рассматривать вопрос спама в отрыве от всего рекламного рынка: «это такая же реклама, как написанный на асфальте перед входом в метро адрес магазина». «Если от аудиорекламы или от баннеров на улице человек защититься не может, то спам – это обычное письмо, как рекламный листок в обычном почтовом ящике. Его можно не читать, а кроме того, можно не получать, установив специальное ПО», – говорит он. Проблема спама в России, по мнению юриста, преувеличена. «Она, полагаю, раздувается некоторыми общественными организациями для самопиара и продвижения продуктов, стоящих за ними фирм-спонсоров. Кроме того, акцентирование внимание на спаме выгодно, в первую очередь, тем, кто размещает традиционную рекламу», – говорит Куприянов.
Источник: Газета.ru