31 Марта 2011 | 09:46

Проблемы недобросовестной конкуренции на рекламном рынке Подмосковья

Конференция Московского областного регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»

Картинка Проблемы недобросовестной конкуренции на  рекламном рынке  Подмосковья

Подмосковное  региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с Правительством Московской области провело в Красногорске региональную конференцию «Проблемы недобросовестной конкуренции на рекламном рынке Подмосковья». В мероприятии приняли участие представители Подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ», Правительства Московской области, региональной прокуратуры, муниципальных органов власти, а также предприниматели рекламной отрасли.

Конференция стала открытой площадкой для  обсуждения всех проблем в работе рекламораспространителей, а также для обмена опытом в регулировании отрасли муниципальными властями.

О системе  работы с участниками рынка наружной рекламы в Красногорском районе рассказал заместитель Главы  района Игорь Левченко. По его словам, формирование этой системы началось несколько лет назад с полного анализа ситуации в отрасли, ревизии всех установленных рекламных конструкций. В настоящее время в этом реестре числятся около 1400 конструкций (почти 40 тыс кв. м. рекламных площадей). Параллельно создавалась местная нормативная правовая база, ставшая основой для работы с рекламораспространителями. «Сегодня на территории Красногорского района действуют порядка 25 рекламных фирм и индивидуальных предпринимателей, - подчеркнул И. Левченко, - у которых есть четкие очертания того, куда необходимо обращаться, как получать разрешение на установку рекламных конструкций». В районе проводятся конкурсы на рекламные места, в которых предприниматели принимают активное участие. Открытая и понятная бизнесу система работы дает положительные результаты, в том числе финансовые — поступления в местный бюджет от рекламы исчисляются суммами порядка 17-20 миллионов ежегодно.

Пример  Красногорского района — один из немногочисленных положительных примеров в Московской области. В подавляющем большинстве территориальных образований региона регулирование наружной рекламы характеризуется целым рядом нерешенных вопросов.

Так, по словам Председателя правления Ассоциации саморегулирования в области  рекламы, члена Комиссии по рекламе регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Голованова в большинстве территориальных образований Московской области нормативно-правовые акты  не только не отражают чаяния предпринимателей, но и зачастую противоречат федеральному Закону «О рекламе».

Во многих городах и районах Подмосковья до сих пор существует незаконная практика передачи полномочий органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам, как правило, муниципальным унитарным предприятиям (МУПам). Даже если полномочия этих МУПов не прописаны в местном законодательстве, фактически они все равно работают, «обилечивая» предпринимателей, готовя   документацию для выдачи разрешений, взимая плату за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, тогда как по закону эти платежи должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, есть факты, когда МУПЫ не только заведуют процессами подготовки и выдачи документов, но и сами являются рекламораспространителями.

Представитель компании «НИКЭ» Максим Тарасевич  рассказал об опыте участия в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По его словам, «открытые торги позволяют не только выстраивать принципы честной конкуренции, но и создавать систему прозрачных взаимоотношений рекламщиков с властями. Кроме того, выигрывают и администрации. Муниципалитеты вместо непролазных дебрей прежних, "как бы" договорных отношений получают четкую систему договоров с однозначно зафиксированными правами и обязанностями обеих сторон. И, что немаловажно, торги предоставляют муниципалитетам дополнительный источник финансирования бюджета. В некоторых муниципальных образованиях эти идеи успешно реализуется, положительные примеры проведения честных торгов есть в Клинском, Егорьевском, Красногорском районах, а также в городском округе Ивантеевка».

Однако  в организации торгов в целом  ряде территориальных образований  наблюдаются целые «букеты» нарушений  Гражданского кодекса, законодательства о рекламе и конкуренции. Существуют различные схемы проведения торгов под единственного участника, когда «нужный» претендент по стартовой цене выигрывает торги и несет при этом минимальные издержки. В результате бюджет недополучает значительные средства. Практикуется снятие других участников торгов по формальным поводам, утаивание от неугодных претендентов «открытой» информации о рекламных местах, выставляемых на торги, различные способы затягивания процесса приема заявок и т. д.

По мнению М. Тарасевича, много вопросов возникает  у рекламщиков по поводу проведения торгов в Пушкинском, Дмитровском, Подольском, Орехово-Зуевском районах, городе Домодедово. Уже накоплена практика судебного оспаривания результатов рекламных конкурсов — около трети из проведенных торгов были оспорены и отменены.

Проблемы  наружной рекламы касаются не только операторов рынка, но и предпринимателей  других сфер бизнеса. Предприниматель, руководитель отделения «ОПОРЫ РОСИИ» города Железнодорожный Георгий  Удальцов поделился своим опытом согласования вывесок: «Исполняя закон о «Защите прав потребителей», судебные тяжбы мне пришлось вести в отношении МУП «Управление Архитектуры и Градостроительства» города Железнодорожный, который занимается согласованием вывесок. Под действие закона «О рекламе» эти вывески не подпадают, и оплата за них не положена. А МУП потребовал с меня оплату даже за вывески на строениях, являющихся моей частной собственностью. Получается, что в городе Железнодорожный платить нужно МУПу за собственную вывеску на собственной стене. Абсурд! Только четверо предпринимателей отказались подписывать эти договоры и доказали свою правоту в судебном порядке. Лично у меня пять подобных судебных решений, причем, все они по одной и той же вывеске. Видимо, именно эту ситуацию имел в виду Президент России Д.А. Медведев, когда потребовал от чиновников: «Прекратите «кошмарить» бизнес!».

Руководитель  рекламного агентства «ВинЭкс» Дмитрий  Цибисов из города Чехова изложил  свое мнение по поводу грядущего окончания  действия договоров на рекламные  конструкции и перехода на распределение  мест путем торгов. Он выразил опасения, что «возможен некий коллапс, если не будет решен вопрос о пролонгации договоров, так как большинство разрешений были выданы примерно в одно и то же время, и провести конкурсы сразу по всем этим конструкциям будет очень сложно». Также он отметил, что в такой ситуации неопределенности предприниматели не решаются вкладывать значительные инвестиции в основные фонды. В итоге - рекламоносители в Московской области далеки от мировых стандартов по техническому качеству и визуальному исполнению.

Выступления участников перешли в живую дискуссию по проблемам отрасли, в ходе которой чиновники и предприниматели высказали свои мнения по всем затронутым вопросам. Первый заместитель министра экономики Правительства Московской области Валерий Фильченков в своем выступлении подчеркнул важность поддержки малого и среднего бизнеса, который составляет основу наружной рекламы Подмосковья.               Итоги мероприятия подвел Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель Подмосковного отделения организации Владислав Корочкин: «Мы не просто поговорили о наболевшем, мы обозначили проблемы, сформулировали их, что  позволит в дальнейшем перевести их в задачи. Важность решения этих задач объясняется тем, что реклама — это некий мультипликатор. Условно говоря, одно дело, когда предприниматель производит что-то хорошее, и у него нет рекламного щита на дороге - он продаст 2 единицы продукции. А разместил рекламу на щите, сообщил о себе покупателям — продал 100 единиц. Значит, поступления в местный бюджет увеличатся в 50 раз. Если представители муниципальных образований, которые были сегодня здесь в зале, понимают это, то они должны выработать какие-то механизмы для продвижения с помощью рекламы продукции своих местных производителей, которые, в свою очередь, платят в муниципальный бюджет налоги, на которые муниципальные образования и живут».

По окончании  Конференции было решено подготовить  итоговую резолюцию, в которой отразить озабоченность участников рынка ситуацией, сложившейся в отрасли. В частности, поступило предложение создать рабочую группу с участием Правительства Московской области и региональной антимонопольной службы по вопросам наружной рекламы, организовать и провести  обучающие семинары с представителями администраций городов и районов Подмосковья, а также с предпринимателями, работающими в сфере наружной рекламы. Было также отмечено, что  необходимо немедленно сообщать о фактах нарушения  законодательства о рекламе и конкуренции в контролирующие инстанции — Мособлпрокуратуру и УФАС Московской области. 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.