Патент на рекламу в лифтах снят по просьбе крупнейшего рекламного оператора
Рекламодателям больше не придется платить «налог» за размещение объявлений в лифтах
До недавнего времени этот вид рекламы считался запатентованным изобретением: владелец патента получал фиксированный ежемесячный платеж за его использование. Крупнейшему рекламному оператору в бизнес-центрах — компании Advance Group, предположительно принадлежащей News Outdoor и владеющей более 2000 рекламных конструкций в 500 офисных зданиях в 18 городах России, удалось добиться аннулирования патента.
В феврале 2010 года компания Advance Group получила уведомление от коммуникационного агентства «Диксон» о том, что оператор незаконно использует «средство для рекламы» — информационное сообщение внутри и/или снаружи подъемно-транспортного лифтового оборудования, которое является запатентованным изобретением. Исключительным правом на изобретение обладала компания Rayman Enterprises. За фиксированную плату она передавала его по лицензионным договорам компаниям, предлагающим услуги по размещению рекламы в лифтах. Исключительным сублицензиатом, уполномоченным использовать это изобретение в Москве и Московской области, было рекламное агентство Simex. В базе данных Роспатента зарегистрировано около 100 таких договоров. По оценкам экспертов, сумма платежей в пользу компании могла составлять от 700 тыс. до 1,5 млн в месяц.
В августе 2010 года компания Advance Group подала в палату по патентным спорам Роспатента возражение против выдачи патента РФ на это изобретение. «Реклама в лифтах, которой мы в том числе занимаемся в бизнес-центрах, с нашей точки зрения никак не может быть отнесена к изобретению», — заявил генеральный директор агентства Алексей Омельченко. «Мы выявили многочисленные источники информации, подтверждающие широкую известность применения рекламы в лифтах и метро задолго до приоритета указанного патента, — добавил советник фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Мещеряков, который отстаивал интересы Advance Group. — Ряд вариантов размещения рекламы оказался попросту не новым, а некоторые представляли собой комбинации из известных частей». В формуле изобретения, с которой выдан патент, добавляет г-н Мещеряков, нет терминов «лифт» и «метро», характеризующих объекты, на которых размещают рекламу. Эти объекты выражены в формуле изобретения в обобщенном виде: «шахта пассажирского подъемно-транспортного оборудования», а в описании изобретения указано, что в качестве этого оборудования могут быть пассажирский лифт или пассажирский эскалатор метро. «Это означает, что если бы патентообладатель захотел брать плату с компаний, размещающих рекламу не только в лифте, но и на эскалаторе метро, у него было бы и на это право», — добавил он.
По словам генерального директора консалтингового агентства Simex Александра Ганичева, решение несправедливо. Однако оспаривать его компания не намерена. Лицензионные платежи, добавил г-н Ганичев, не подлежат возврату, даже если патент признан недействительным.
По неподтвержденным данным, 51% компании Advance Group (специализируется на размещении рекламы внутри офисов класса A и В) приобрела в 2009 году News Outdoor Group. По итогам 2010 года объем рынка рекламы внутри зданий (indoor-рекламы) вырос на 36%, до 2,8 млрд руб., по сравнению с 2009 годом, объявила Ассоциация коммуникационных агентств России. По оценкам Advance Group, на сегмент, в который входят бизнес-центры, вузы, салоны красоты, фитнес-центры и т.д., приходится 15% рынка indoor-рекламы. Еще 48 и 37% — на instore-рекламу (супермаркеты, дискаунтеры, торговые центры) и transport indoor (аэропорты, вокзалы) соответственно. По оценкам «ЭСПАР-Аналитик», в прошлом году рынок наружной рекламы в Москве составил 16 млрд руб., из которых на долю рекламы в метрополитене пришлось около 15%.
Источник: РБК daily