Антимонопольная служба защитит абонентов от гигантских счетов за роуминг
Сотовые компании будут обязаны уведомлять клиентов, отправившихся за рубеж, что услуги в зарубежной сети оказываются в кредит
Вчера ФАС опубликовала решение по делу о завышении цен на роуминг компаниями «большой тройки» — МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом». ФАС установила, что эти операторы занимают более 75% рынка сотовой связи России, а потому подпадают под закон «О защите конкуренции». И они нарушили этот закон, установив «монопольно высокие тарифы» на услуги роуминга в России (для абонентов зарубежных операторов) и СНГ (для своих абонентов). Кроме того, сотовые компании не информировали абонентов «ясным и понятным образом» о том, что при выезде за рубеж услуги предоставляются на иных условиях: тарифы значительно выше, а оплата происходит в кредит, постановила комиссия ФАС во главе с заместителем руководителя службы Анатолием Голомолзиным.
Поэтому ФАС распорядилась не только снизить тарифы, но и начать информировать абонентов о возможном изменении тарификации в роуминге. При выезде абонента за рубеж оператор должен будет направлять ему типовое sms: «Внимание! Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с Вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит».
Потребитель должен понимать, что он может уйти в значительный минус, объяснил «Ведомостям» Голомолзин. В некоторых случаях люди вынуждены были платить огромные суммы, потому что думали, что у них авансовая система и им прекратят оказывать услуги, когда закончатся деньги на счете, рассказал он.
Например, Penny Lane Realty в августе сообщила, что «Вымпелком» выставил ее сотруднице счет на 522 000 руб. за то, что ее сын, будучи в Египте, просидел четыре часа в интернете. Стоимость услуг завышена примерно в 3750 раз, компания никогда не соглашалась на такие расценки, заявил тогда гендиректор Penny Lane Георгий Дзагуров. Компания разорвала контракт с «Вымпелкомом» и отказалась платить по счету, сообщил вчера ее представитель. «Мы предлагали Penny Lane урегулировать вопрос мирным путем, но ее представители отказались встретиться, предпочтя публичные высказывания, далекие от бизнес-этики», — парировала пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева.
К кредитной системе оплаты россияне не привыкли — у «Вымпелкома» ее использует не более 5% абонентов, т. е. около 2,6 млн, говорит Айбашева. Представители МТС и «Мегафона» затруднились вчера назвать, сколько у них кредитных абонентов.
Информирование об условиях роуминга операторы «большой тройки» должны ввести до конца I квартала 2011 г. С 1 апреля, если оператор не пришлет sms-уведомление, клиент может пожаловаться в ФАС и на компанию может быть наложен штраф в 0,5 млн руб., предупреждает Голомолзин, а в случае повторного нарушения — оборотный штраф.
Представители всех трех компаний обещают своевременно начать информировать абонентов об условиях роуминга. Более того, Айбашева подчеркивает, что введение sms-уведомлений — результат совместной работы операторов и ФАС «по повышению доступности услуг роуминга для абонентов». А МТС, по словам ее пресс-секретаря Ирины Осадчей, еще с июля 2010 г. уведомляет абонентов, выезжающих за рубеж, о том, что они попадают в роуминговую зону, где используется повышенный тариф. О том, что абонент может уйти в минус, компания также будет сообщать, обещает она.
Осадчая признает, что из-за снижения цен в роуминге (в СНГ)
доходы компании сократятся. Но МТС надеется, что это падение будет
компенсировано более активным использованием подешевевшей услуги. Введение
sms-уведомлений, по мнению Осадчей, не заставит людей меньше пользоваться
телефоном. Информирование о стоимости мобильного интернета в роуминге, которое
МТС уже ввела, не привело к потерям, напоминает она. Пресс-секретарь «Мегафона»
Татьяна Иванова также не ожидает «резкого» уменьшения доходов.
Источник: Ведомости