04 Августа 2010 | 08:04

Производители сигарет предлагают лицензировать розницу вместо запрета продаж в ларьках

Чем ближе день, когда законопроект «Об ограничении курения табака» будет внесен на рассмотрение Госдумы, тем жарче разгораются споры вокруг некоторых его положений

Картинка Производители сигарет предлагают лицензировать розницу вместо запрета продаж в ларьках

Возможный запрет продаж сигарет через ларьки и киоски, на долю которых приходится более 40% оборота, сильно пугает табачников. Соответствующее предложение содержится в законопроекте «Об ограничении курения табака», который скорее всего будет внесен и рассмотрен Госдумой на осенней сессии. Производители предлагают компромисс: ввести обязательное лицензирование розничной торговли сигаретами вместо запрета продаж в торговых точках малой площади. Представители антитабачного лобби категорически против таких компромиссов. По их мнению, сигареты должны продаваться только в больших магазинах в закрытых витринах.

Чем ближе день, когда законопроект «Об ограничении курения табака» будет внесен на рассмотрение Госдумы, тем жарче разгораются споры вокруг некоторых его положений. Одним из наиболее спорных пунктов является запрет розничных продаж табачных изделий в торговых точках площадью менее 50 кв. м. При этом сигареты должны быть выложены в закрытых витринах на расстоянии не менее 10 м от кассового аппарата. В результате сигареты исчезнут из ларьков, киосков и небольших магазинчиков, на которые сегодня, по данным Nielsen, приходится свыше 40% продаж сигарет в натуральном выражении. Таким образом, фактически полностью изменится структура розничных продаж табачных изделий.

Авторы законопроекта объясняют жесткие нормы заботой о детях, так как, по их мнению, отследить соблюдение запрета продажи сигарет несовершеннолетним в многочисленных киосках невозможно. Представители табачных компаний уверены, что подобные нововведения станут мощным ударом по предприятиям малого бизнеса, и предлагают выработать компромиссное решение: оставить сигареты в ларьках, но обязать их владельцев получать лицензии. Страх потерять «сигаретную лицензию» станет достаточным стимулом для малого бизнеса жестко следить за тем, чтобы в их точках табак был недоступен для детей, уверены производители.
«При рассмотрении вопроса о запрете продажи табачных изделий в мелкорозничных торговых точках необходимо учитывать специфику построения системы торговли в целом по стране, — заявил РБК daily директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алексей Ким. — Мы считаем, что эффективным механизмом регулирования продажи сигарет должно стать лицензирование участников рынка от производителей до розничных продавцов, импортеров и экспортеров».

«Мы не считаем, что запрет на продажу сигарет в ларьках и магазинах малой площади сможет решить проблему подросткового курения в стране, но он совершенно точно обернется потрясением для предприятий мелкой розничной торговли», — уверен директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия» Александр Лютый. По его данным, в сфере мелкой розничной торговли табачными изделиями заняты порядка 500 тыс. человек, которые могут лишиться работы, а государство — существенных налоговых поступлений из этого сектора.
«В отличие от крепкого алкоголя, который нормальный человек покупает не чаще раза в неделю, сигареты — товар повседневного спроса, — заявил РБК daily генеральный директор ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. — Если сделать сигареты труднодоступными для потребителя, на улицах тут же появятся бабушки с сигаретными лотками, что мы могли наблюдать еще несколько лет назад. А они уж точно не будут обращать внимание на возраст своего покупателя».

По словам г-на Желнина, введение лицензирования розничных продаж сигарет в качестве компромиссного решения — вполне обоснованное предложение, если при этом не возникнет административных барьеров для предприятий малого бизнеса.

Представители антитабачного движения также не против введения лицензирования розничных продаж табака, однако они считают, что эта мера должна вводиться не вместо, а в дополнение к ограничению мест торговли сигаретами. «Разложенные в витринах киосков пачки выполняют функцию маркетингового продвижения сигаретных брендов. Мы считаем, что табак, как товар с ограниченными правами, должен продаваться в меньшем числе точек, без свободной демонстрации», — заявил РБК daily председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.