Депутаты одобрили полный запрет рекламы табака
Во вторник комитет Госдумы по вопросам женщин, семьи и детей одобрил законопроект, подразумевающий полный запрет на рекламу табачной продукции в России. Но глава комитета Елена Мизулина признает, что законопроекту будет сложно преодолеть сопротивление табачного и рекламного бизнеса, который в случае принятия закона ожидают серьезные убытки
В начале декабря прошлого года «справедроссы» — спикер Совета Федерации Сергей Миронов, сенатор Людмила Нарусова и председатель думской фракции партии Николай Левичев — внесли в Госдуму поправку, полностью запрещающую рекламу табачных изделий и сопутствующей им продукции с 1 января 2011 года. При этом до того как закон вступит в силу, авторы документа предлагают ввести ограничение на размещение рекламы, разрешив ее только там, где ведется розничная продажа табака и курительных принадлежностей.
Прежде чем отменить рекламу, ее следует ограничить
Кроме этого, рекламодатели, все же решившие воспользоваться билбордами, должны будут учитывать еще и то, что, в пиаре их продукции не должно содержаться утверждения о том, что курение играет какую-то роль в достижении общественного признания, профессионального или личного успеха. В рекламной продукции также не должно быть образов или обращений к несовершеннолетним и осуждения воздержания от курения. В тексте, правда, отсутствует четкие признаки таких «утверждений», а также порядок проведения экспертизы на предмет их выявления.
Как заявила GZT.RU Мизулина, запрет на рекламу оправдан, поскольку есть множество доказательств того, что ее воздействию, в первую очередь, подвергаются дети. «Возраст, когда впервые пробуется сигарета, снизился уже до 9 лет — это прямое воздействие красочной рекламы»,— объяснила депутат.
Законопроект-двойник
Отчасти документ «справедроссов» дублирует инициированный депутатами от «Единой России» еще в апреле 2008 года законопроект (впоследствии список авторов законодательной инициативы неоднократно расширялся и к нему, в частности, присоединилась и «справедросс» Мизулина). Оба документа предусматривают поправку в 23 статью ФЗ «О рекламе». Однако эсеры подошли к проблеме более радикально и предложили запретить в итоге рекламу вообще, тогда как проект 2008 года только ограничивал рекламу, которую, по замыслу авторов, можно размещать в точках розничной продажи табачной продукции.
Не отличаются документы отношением к промоакциям, на которых обычно раздаются бесплатные образцы сигарет или зажигалок с символикой той или иной табачной марки: проводиться такая реклама должна только в тех магазинах, где эта марка продается. Поскольку, как правило, на промоакциях подрабатывают подростки, законодатели решили отдельной строкой прописать, что несовершеннолетние к подобным рекламным инициативам производителя не должны допускаться.
В обоих случаях авторы ссылаются на то, что в апреле 2008 года Россия присоединилась к «Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», поэтому должна привести свое законодательство в соответствии с 13 статьей конвенции. В ней, в частности, указано, что страны, примкнувшие к конвенции, должны ввести полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий в течение пяти лет после подписания документа. Но поскольку конвенция считается рамочной, буквально придерживаться ее Россия не обязана.
Еще одно различие между законопроектами-близнецами скрывался в сроках вступления в силу. «Единороссы» планировали, что запрет начнется уже 1 июля 2009 года, а «справедроссы» дают рекламодателям время до 1 января 2011 года.
«Шансы в итоге быть принятым у законопроекта Миронова-Нарусовой-Левичева еще более низкие, чем у того, что был внесен в 2008 году (он завис в думе и не рассмотрен до сих пор даже в первом чтении). Новый законопроект жестче и мы понимаем, что он встретит самое серьезное сопротивление»,— заявила GZT.RU Мизулина.
По мнению одного из лидеров рекламного сообщества, вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств Владимира Евстафьева, по рекламному бизнесу в случае прохождения закона в первую очередь ударит необходимость убирать щиты из метро. «Все остальные места, где реклама табака разрешена (печатные дорогие издания и промо-акции), в бюджете агентств не являются серьезной частью»,— сообщил GZT.RU Евстафьев. По его словам, подобные меры должны быть скорее добровольными, российский бизнес уже «созрел» до того, что производители табака и рекламщики могут выйти на саморегулирование, как это произошло в США. «Когда есть система внутреннего запрета — это эффективнее, нежели внешний, законодательный. Общество уже само может решать такие проблемы»,— считает Евстафьев.
Реклама и ныне там
По словам одного из авторов законопроекта 2008 года, "единоросса" Владимира Мединского, ему остается непонятным, почему рассмотрение предложенного им законопроекта в итоге было отложено. «В любом случае законопроект необходим, он продуман. Куда важнее, конечно, было бы повысить цены на акцизные марки, о чем мы давно говорили, но правительство прислало отрицательный отзыв» — заявил GZT.RU Мединский.
Зато на запрет рекламы правительство в целом дало положительный отзыв на поправки Мединского, указав только на некоторые технические неточности и недоработки документа. В частности, в заключении, подписанном главой аппарата правительства Сергеем Собяниным, указано, что необходимо уточнить понятие «место продажи табака, табачных изделий и курительных принадлежностей», поскольку такое определение законодательно четко не определено, что создаст сложности в применении законопроекта.
Поправки Мединского предусматривали не только резко сузить места для рекламы табачной продукции, но и увеличить акцизы на табачные изделия в три раза. Кроме того, там упоминается даже запрет курения за рулем в личном транспорте, что, по мнению Мединского, защитит от табачного дыма в первую очередь детей и беременных женщин.
Формально поправки Мединского также значатся в повестке Госдумы на эту сессию, они также были одобрены на уровне комитетов, но еще не прошли первого чтения.
Источник: Gzt.ru