Нанокомпаниям придется доказать свою "наность"
Компании спешат до конца года зарегистрировать товарные нанознаки
Желающие зарегистрировать в Роспатенте товарные знаки с приставкой или окончанием «нано» в скором времени должны будут доказать наличие «наности» в своих товарах. Как стало известно РБК daily, госкорпорация «Роснано» до конца года намерена разработать более 20 стандартов, по которым будет определяться нанопродукция. Компании спешат побыстрее зарегистрировать нанознаки: сейчас в Роспатенте уже около 400 заявок. Юристы отмечают, что количество обращений с просьбой регистрации нанознаков резко выросло за последний год.
О том, что «Роснано» намерена разработать до конца текущего года более 20 стандартов, по которым будет сертифицироваться продукция на принадлежность к сфере нанотехнологий, а также на предмет ее безопасности, РБК daily рассказала директор департамента внешних коммуникаций госкорпорации Елена Ковалева. По ее словам, сейчас вся продукция проходит сертификацию по общим правилам в соответствии с дей ствующими нормами, которые распространяются на все товары, а не только на «нано».
Тем временем регистрация в Рос патенте товарных знаков с приставкой или окончанием «нано» стала очень распространенным явлением, говорят опрошенные РБК daily юристы. Производители, как российские, так и ино странные, по-видимому, стремятся не отстать от моды и выглядеть современно, считает партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич. «Количество заявленных на регистрацию и зарегистрированных нанознаков составляет порядка 400», — говорит он. Большинство знаков были зарегистрированы в последнее время, но есть и датированные 2004 годом, добавляет юрисконсульт «Союзпатента» Ирина Озолина.
Судя по содержанию Госреестра, Роспатент не требует от заявителей подтверждения того, что товары, в отношении которых регистрируются такие товарные знаки, действительно как-то связаны со сферой нанотехнологий, говорит г-н Ариевич. К примеру, московская компания ООО «ВС-Прайд» является владельцем товарного знака «Наноремонт» в отношении техниче ских масел и смазочных материалов. Кипрская компания «АСП интеллектуал текнолоджиз ассистанс лимитед» владеет знаком Nanosilver, зарегистрированным по классу парфюмерии, косметики, фармацевтических и ветеринарных препаратов, медицинских приборов и ин струментов, безалкогольных напитков. В списке зарегистрированных также фигурируют товарные знаки «Нанопак», «Наноматрица», «Нанокондиционер»,«Наногазобетон».
Трудно представить, что приставка «нано» несет в этих знаках реальную смысловую нагрузку, а не добавлена для красоты, отмечает г-н Ариевич. Действительно многие производители используют эту приставку исключительно в маркетинговых целях, соглашается г-жа Ковалева из «Роснано». «Нас это настораживает. Особенно если продукция некачественная. В этом случае происходит девальвация понятий «нанопродукция» и «нанотехнологии», — говорит она.
Бороться с этим можно путем внедрения жестких стандартов, по которым будет сертифицироваться продукция с использованием нанотехнологий и нанокомпонентов, уверена г-жа Ковалева. «Думаю, введение стандартов в конце 2010 года сделает использование приставки «нано» невозможным в случаях, когда «наности» там нет или она не привносит новых свойств», — подчеркнула представитель «Роснано».
В последнее время на популярность темы нанотехнологий начинает реагировать и рекламное сообщество, говорит исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. «Для потребителей все, что связано со словами «нано», имеет достаточно серьезный позитивный контекст и, наверное, воспринимается как продукт наиболее передовых технологий», — считает эксперт. Использование ссылок на те или иные нанотехнологии в продуктах будет постоянно применяться, уверен г-н Поповичев.
Любое слово можно зарегистрировать в качестве товарного знака, но что касается «нано», то вряд ли оно будет охраняться, говорят юристы. Это слово можно отнести к описательным элементам, которые указывают на состав, содержание или вид производства, как, например, водка или колбаса. «Нано» будет указывать на способ изготовления чего-то, говорит патентный поверенный Валентина Панова. «Слово «нано» может присутствовать в товарном знаке, но в связи с тем, что это типичный научный термин, оно никому одному принадлежать не может», — считает эксперт. Такого же мнения придерживается и начальник юридического отдела фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Бирюлин: «Фактически это термин, и лишить рынок и других участников использования этого слова не получится».
В то же время при регистрации товарного знака нельзя исключать субъективного подхода, отмечает Валентина Панова. «К примеру, «нанохлеб» эксперт Роспатента может воспринять как фантазийное слово, ни на что не указывающее», — говорит она. Но для регистрации такого знака надо постараться придумать что-то оригинальное.
Источник: РБК Daily