Подросткам прописали информационный режим
Московские депутаты поддержали законопроект, который вводит серьезные возрастные ограничения на распространение информации в СМИ и интернете. Его авторы предлагают полностью оградить лиц до 18 лет от информации, содержащей нецензурную брань, побуждающей к употреблению наркотиков, табака и алкоголя и "оправдывающей допустимость насилия и жестокости".
Всех производителей предназначенной для детей информации предлагается обязать маркировать ее спецсимволами в зависимости от возрастной категории, а в ГУВД уже заявили о целесообразности введения "существенных штрафов" для нарушителей.
Законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вчера рассматривался на совместном заседании комиссий Мосгордумы по социальной политике и здравоохранению. Глава комиссии по здравоохранению Людмила Стебенкова напомнила, что федеральный парламент обсуждал уже 16 подобных инициатив, но в стране так и не принят закон, "препятствующий распространению информации, травмирующей психику ребенка". "С чего-то надо начинать",— заявила депутат, предложив поддержать проект, который впервые "устанавливает рамки для хозяев информации". Документ был поддержан депутатами.
Одобренный вчера столичным парламентом законопроект внесла в Госдуму группа из 16 депутатов под руководством вице-спикеров парламента Олега Морозова и Надежды Герасимовой. Документ предлагает разделить информацию, предназначенную для детей, на категории в зависимости от воздействия на психику ребенка. По мнению авторов проекта, дети до 18 лет должны быть полностью ограничены от информации, содержащей нецензурную брань, побуждающей к употреблению наркотиков, табака и алкоголя, "оправдывающей допустимость насилия и жестокости", а также пропагандирующей "отрицание семейных ценностей". Полный запрет налагается также на порнографию и призывы "к совершению уголовно наказуемых деяний". Под "информацией" в проекте понимаются продукция СМИ, книги, фильмы, компьютерные игры и "иная аудиовизуальная продукция на любых видах носителей", распространяемая по интернету, мобильной связи и "посредством публичных зрелищных мероприятий".
На некоторую информацию предлагается наложить ограниченный запрет — на "описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий" и продукцию, способную "вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающую им ужас". В последнем случае речь идет, например, об излишне натуралистическом показе несчастных случаев. К такой информации дети смогут получать доступ в зависимости от попадания в одну из четырех возрастных категорий, которые предлагают ввести законодатели,— до 6 лет, с 6 лет, с 12 лет и с 16 лет. Например, до 6 лет дети могут наблюдать "эпизодическое изображение насилия" при наличии в сюжете "идеи торжества добра над злом", а с 12 лет — услышать с экрана или прочитать в книге "отдельные бранные слова", "не относящиеся к нецензурной брани".
Обязанность проводить возрастную классификацию при этом накладывается на производителя: информация должна быть промаркирована знаками "6-", "6+", "12+" или "16+" в окружности, а запрещенная для детей продукция — знаком "18+" в ромбе. Особые условия проект накладывает на телерадиовещателей, запрещая им транслировать программы для лиц старше 18 лет с 6.00 до 23.00, причем даже в разрешенное время эфир программы "для взрослых" должен предваряться соответствующим звуковым сообщением или бегущей строкой.
Некоторые эксперты считают, что "запреты работать не будут". По мнению научного руководителя учебно-методического центра "Игры и игрушки" доктора психологических наук Елены Смирновой, у психологов "нет четких измеримых критериев, по которым можно определить вред, который наносит та или иная информация". "Убийства же есть и в сказках, и в боевиках",— пояснила эксперт. Сомнение высказал вчера и глава комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович, который посетовал, что в проекте "нет ясности с интернетом".
Впрочем, у законопроекта есть шансы быть быстро принятым в Госдуме, несмотря на возражения. Среди авторов проекта помимо вице-спикеров господина Морозова и госпожи Герасимовой фигурируют сразу несколько глав влиятельных думских комитетов, например, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев. В сопровождающих документах говорится о том, что он должен быть рассмотрен Госдумой уже в мае, причем в тексте проекта фигурирует 1 июня 2009 года как дата вступления закона в силу. Наконец, за скорейшее принятие документа ратует глава МВД Рашид Нургалиев, который предложил дополнить его "существенным штрафами" для нарушителей и даже назвал одного из них — телепроект "Дом-2", который, по мнению чиновника, "нужно закрыть". В столичном ГУВД вчера развили тему, предложив дополнить документ еще и нормой, предусматривающей конфискацию у нарушителей "информационной продукции вместе с оборудованием, на котором она была произведена".
Источник: КоммерсантЪ