Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки1 апреля 2009 09:11

ВАС взялся за банковскую рекламу

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поддержал Федеральную антимонопольную службу (ФАС), штрафующую банки за недостаток информации в рекламе. По мнению экспертов, банкам теперь придется в рекламных объявлениях указывать множество параметров вкладов и кредитов.

Автор: Ольга Ъ-Плешанова, Светлана Ъ-Дементьева

Вчера президиум ВАС решил первые в своей практике дела о рекламе банковских услуг. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Хабаровскому краю оштрафовало хабаровский Град-банк за введение потребителей рекламы в заблуждение. Банк размещал в местной газете объявления о выдаче кредитов «населению, предпринимателям от 20% годовых под залог имущества» и о приеме вкладов «с доходностью до 18% годовых». УФАС решило, что в обоих случаях реклама не содержит всей необходимой информации об услугах. За нарушение законодательства о рекламе УФАС привлекло Град-банк к ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, дважды оштрафовав банк по 40 тыс. руб. Арбитражный суд Хабаровского края, куда обратился Град-банк, поддержал УФАС, но суды апелляционной и кассационной инстанций признали решение УФАС недействительным. Вчера президиум ВАС удовлетворил жалобу ведомства.

Претензии к банкам по недобросовестной рекламе вкладов ФАС предъявляет уже несколько лет, однако в кризис ее активность заметно снизилась. С сентября 2008 года на сайте ФАС есть лишь сообщение от 21 марта о выигрыше дела у банка «Уралсиб», оспаривавшего в суде претензии ведомства из-за неполноты рекламы вкладов. В отношении рекламы кредитов ФАС проявляла до кризиса еще большую активность: именно она стала инициатором кампании по раскрытию банками полной стоимости кредитов, к которой впоследствии подключились Роспотребнадзор, Генпрокуратура, Банк России. Самым ярким примером является история банка «Русский стандарт», не указывавшего в своих материалах регулярность взимания комиссии за расчетно-кассовое обслуживание в размере 1,9% от суммы кредита. Под давлением регуляторов банку пришлось полностью отказаться от комиссий. 8 июля 2008 года аналогичные претензии ФАС предъявила Хоум Кредит энд Финанс Банку, а 19 февраля сообщила о выигрыше дела в суде.

Член экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России Павел Монаков отмечает, что в судах нижестоящих инстанций практика по делам о рекламе банковских услуг уже складывается в пользу ФАС. «Президиум ВАС только подтвердил правоту антимонопольных органов, и теперь банки должны будут скорректировать свою рекламу. В противном случае им бессмысленно будет судиться с ФАС»,— говорит эксперт.

Банкиры считают, что в точности выполнить требования ФАС почти невозможно. В рекламе вкладов, в частности, придется указывать его наименование, сумму и валюту, срок, процентную ставку, порядок выплаты процентов, дополнительные взносы. «Банкам придется искать новые способы рекламы, пытаясь уместить максимум информации на той же рекламной площади»,— говорит заместитель председателя правления банка «Витас» Сергей Сергеев. Пример полной рекламы вкладов уже показал несколько лет назад банк «Глобэкс», публиковавший в рекламном модуле текст договора исключительно мелким шрифтом. «А чтобы при таком же рекламном бюджете вместить весь массив информации в читаемом виде, необходимо увеличить рекламную площадь и сократить число размещений. Это может привести к уменьшению темпа прироста вкладов»,— считает господин Сергеев.

 

Автор: Ольга Ъ-Плешанова, Светлана Ъ-Дементьева
Источник: КоммерсантЪ

| Печать | В закладки


<< < декабрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Подключите CSS