07 Марта 2024 | 17:47

Гендерное равенство против слабого пола: что женщины думают о 8 Марта

AdIndex представляет обзор исследований, проведенных в преддверии 8 Марта. Компании из разных сфер узнали самые заветные желания женщин и их отношение к гендерному празднику. А также проанализировали, в каких сферах женщины доминируют, а в каких чувствуют дискриминацию

Картинка Гендерное равенство против слабого пола: что женщины думают о 8 Марта

Каждая пятая равнодушна к 8 Марта

Около 20% женщин в России равнодушны к 8 Марта или относятся к этому дню скептически, пишет Forbes со ссылкой на опрос платформы «Кукушка». Более 45% респонденток заявили, что им нравится идея праздника, 18% считают 8 Марта важной датой, 16% искренне любят этот день. 

Историю и значение праздника знают две трети опрошенных женщин — 68%. При этом подавляющее большинство участниц исследования (80%) согласны с мнением, что праздник утратил свою первоначальную идею и стал слишком коммерциализированным.

Кроме того, в России больше женщин, для которых 8 Марта — это возможность обсудить и привлечь внимание к проблемам гендерного неравенства (22%), чем тех, для кого это день женственности и красоты (16%). Также половина респонденток (50%) считают, что празднование 8 Марта усиливает стереотипы о ролях мужчин и женщин в семье и в обществе. 12% опрошенных женщин рассказали, что 8 Марта они рады дополнительной возможности отдохнуть от работы, а 8% — от домашних обязанностей. Для 6% респонденток Международный женский день — самый обычный день, только 2% участниц в этот день чувствуют наибольшую поддержку от мужчин.

По данным «Ромир» и Fix Price, 77% россиянок «полностью согласны» и «скорее согласны» с утверждением, что женщины в России имеют равные экономические права и возможности с мужчинами. Не согласны с этим утверждением 23%. Наибольший процент несогласных — россиянки в возрасте 55–64 лет (30%), а наименьший — среди тех, кому 25–34 года (19%).

В опросе «Кукушки» приняли участие 500 мужчин и 500 женщин от 18 до 50 лет из крупных городов России с населением более 50 тыс. жителей. 

Исследование «Ромира» проведено методом онлайн-интервью на базе Единой панели данных «Ромир». Опрошено 1 тыс. россиян старше 18 лет, проживающих в городах с населением более 10 тыс. человек, во всех регионах России. 

Чего хотят женщины 

Почти половина опрошенных женщин (44%) ждут в подарок на 8 Марта цветы, по данным Ozon. При этом каждая пятая (23%) обычно остается без букета. Несмотря на это, более половины респондентов (55%) планируют в этот день нарядиться, провести время для себя и поздравить мам, подруг, сестер и коллег.

В связи с приближающимся праздником на маркетплейсе Ozon к концу февраля повышается спрос на традиционные варианты подарков. Больше всего продаж в штучном выражении совершается в категориях «Красота и здоровье», «Электроника», «Дом и сад», которые в 2024 г. выросли на 30, 47 и 57% соответственно. Средний чек в этих категориях по сравнению с прошлым годом увеличился на 8, 2, 13%. 

Самые популярные подарки — посуда, домашний текстиль, средства для ухода за телом и волосами, телефоны и смарт-часы.

Опрос-исследование проводился среди 1,8 тыс. жителей России от 18 лет с помощью онлайн-анкет в феврале 2024 г.

Что дарить, сколько тратить и где отмечать

Половина россиян планирует потратить на подарки к 8 Марта не более 3 тыс. руб. Каждый пятый рассчитывает уложиться в 3–5 тыс. руб. И еще 18% готовы потратить на сумму свыше 5 тыс. руб., согласно опросу «Ромир» и Fix Price. 

Наиболее популярными подарками к Женскому дню остаются цветы (52%), шоколад (42%) и парфюмерия, косметика (37%). Сертификаты на косметические и спа-процедуры планируют дарить 18% опрошенных, деньги — 16%, украшения — 15%, билеты в театр или кино — 13%, одежду и обувь — 9%, гаджеты — 8% респондентов.

По данным опроса «Русского стандарта», выбирая подарок для коллег к 8 Марта, большинство опрошенных (76%) ориентируются на сумму до 1 тыс. руб. (годом ранее за этот вариант ответа проголосовали 66%). Еще 15% готовы отдать за подарок до 3 тыс. руб. (в 2023 г. этот вариант выбрали 16%). За подарок стоимостью до 5 тыс. руб. проголосовало 5% (годом ранее показатель был аналогичным), пишет ТАСС.

Половина опрошенных ответили, что проведут этот день дома (51%), в гости к друзьям или родственникам хотят пойти 38% россиян, согласно опросу «Ромира». Около 13% отметят праздник с коллегами в офисе, 12% пойдут в ресторан, 10% отправятся за город, а 9% посетят театр, кино или концерт.

Исследование проведено методом онлайн-интервью на базе Единой панели данных «Ромир». Опрошено 1 тыс. россиян старше 18 лет, проживающих в городах с населением более 10 тыс. человек, во всех регионах России. 

В опросе «Русского стандарта» приняли участие более 1,5 тыс. человек.

Самые уместные и неуместные подарки 

У более половины опрошенных россиян (66%) в компании существует традиция поздравлять коллег с гендерными праздниками. При этом 4% респондентов поделились, что у них поздравляют только женщин, а 2% празднуют только мужской праздник, согласно данным опроса «Работа.ру» и «ЮMoney». 

Самым уместным и полезным подарком коллегам-женщинам большинство опрошенных (69%) назвали цветы. 61% респондентов выбирают сертификаты на покупки, а 47% — угощения и сладости. 38% респондентов выделили сертификаты на процедуры и развлечения, 24% — парфюмерию и косметику, а 19% участников опроса отметили тематические сувениры. 16% россиян в качестве подарка коллегам выбрали бы аксессуары и украшения, 15% — книги.

В то же время 55% респондентов отметили, что кухонные принадлежности — самый неуместный подарок для женщин-коллег. 43% опрошенных выделили алкоголь, 30% — парфюмерию и косметику, 28% — подписку на сервисы, 27% — аксессуары и украшения. Еще по 24% опрошенных уверены, что не стоит дарить корпоративный мерч и тематические сувениры, а 18% отмечают книги.

Опрос проводился в феврале 2024 г. среди 3,5 тыс. россиян. 

Розовые шуруповерт и чебурашка: что ищут в «Яндексе» перед 8 Марта

В первую неделю марта 2023 г. поисковая система «Яндекса» ежедневно обрабатывала больше 1 млн запросов, связанных с Международным женским днем. К 8 Марта пользователи чаще всего ищут подарки, сценарии и песни, рассказали в компании. 

По данным поиска «Яндекса» за период с 19 по 27 февраля этого года, пользователи помимо подарков, сценариев и песен искали открытки, стихи, поздравления, поделки, танцы, картинки и рисунки. Примеры запросов выглядят так: поздравление с 8 Марта прозой, поделка на 8 Марта из кремов, танец поварята на 8 Марта.

Иногда пользователи «Поиска» описывают в своих запросах, что конкретно хотят подарить. Они упоминают как привычные вещи, связанные с 8 Марта (наборы косметика, посуда), так и не самые очевидные. Например: розовый шуруповерт, пусковик для аккумулятора автомобиля, букет из носков, розовый чебурашка. 

Спрос на «восьмимартовские» категории 

В рейтинг категорий по росту спроса к 8 Марта вошли цветы, косметика и украшения. В топ-10 также попали «Детсады и няни» и «Доставка еды». Кроме этого, активно растут в разных регионах такие категории, как «Массажные салоны» (Петербург и Москва), «Бары, клубы» (все, кроме Петербурга), «Меховые изделия» и «Кинотеатры», сообщили эксперты «СберТаргета» от «Сбер Бизнес Софт» и «СберАналитики».

Перед праздником активнее тратятся на категории «Одежда», «Обувь» и «Косметика», в то время как частота покупок в сегментах «Часы и ювелирные изделия», «Подарки и сувениры», «Женские аксессуары» и «Изделия из стекла и хрусталя» сокращается. Если говорить о статистике в целом, лидер по количеству транзакций — категория «Косметика», а аутсайдер — «Изделия из стекла и хрусталя», спрос на которые снижается последние два года. 

В основе исследования — анализ исторических данных платежной активности более 100 млн физлиц России с использованием искусственного интеллекта (AI), а также нейромаркетинга — поведенческой разметки по более чем 1,7 тыс. параметров.

Как инвестируют женщины в России

Доля женщин среди российских инвесторов за последние пять лет выросла в три раза: в 2019 г. она составляла 14%, а в 2023 г. достигла 42% от всех розничных инвесторов. Доля женщин-инвесторов с собственным бизнесом в 2023 году выросла до 16%. Каждая вторая женщина-инвестор придерживается стратегий с умеренным риском, а каждая третья — с высоким, по данным «Тинькофф Инвестиций». 

Самые популярные сферы для инвестиций у женщин — финансовый сектор, энергетика, ИТ и потребительские товары. Больше всего места в женских портфелях занимают паи фондов «Тинькофф Вечный портфель» и «Тинькофф MOEX», а также акции «Газпрома», Сбербанка, «Роснефти», «Яндекса», ВТБ, «Алросы» и «Аэрофлота». 

Буллинг девушек-геймеров 

Более половины девушек-геймеров сталкивались со случаями буллинга в свой адрес, согласно опросу Astrum Entertainment. Самой распространенной причиной травли игроки назвали желание утвердиться за счет других геймеров (более 44%). На втором месте — гендерные стереотипы (15%), на третьем — желание других игроков пошутить (14%). Около 14% мужчин заявили, что у женщин-геймеров уровень игры ниже, чем у игроков мужского пола. С ними согласились 7% девушек. 

Тем не менее большинство геймеров обоих полов положительно оценивают роль женщин в индустрии геймдева. Так, 40% игроков заявили, что присутствие женщин в команде разработчика пойдет игре на пользу. А каждый четвертый заявил, что положительно бы отнесся к тому, что в разработке их любимой игры принимала участие женщина.

На вопросы ответили примерно 7,8 тыс. мужчин и 1,2 тыс. женщин. 

Гендерное неравенство на фрилансе

По данным Solar Staff, в 2023 г. разрыв в заработках на проектной занятости у мужчин и женщин составил порядка 59%. При этом динамика за последние три года оставалась практически неизменной — среднемесячные показатели мужчин на 50% выше, чем у женщин.  

При этом в прошедшем году отмечается рост среднемесячного дохода у обоих полов — на 52% у мужчин (с 43 тыс. до 65,2 тыс. руб.), у женщин — на 47% (с 27,8 тыс. до 41 тыс. руб.).

Среди самых популярных у мужчин-фрилансеров профессий — программист, консультант, блогер, рекрутер. Реже — учителя, менеджеры и курьеры. Самые часто встречающиеся профессии у женщин — блогер, мерчендайзер, учитель, менеджер, рекрутер и консультант. 

Выборка: более 100 тыс. мужчин и женщин фрилансеров.

Притеснение мужчин на маркетплейсах 

На начало 2024 г. 41% собственников российских предприятий составляют женщины. За последние три года доля женщин, владеющих интернет-магазинами, выросла с 45 до 52%, а женщин — продавцов на маркетплейсах — с 40 до 54%, по данным «Тинькофф Бизнеса».

Самый «женский» маркетплейс — Wildberries: доля женщин среди продавцов на этой площадке составляет 58%. За год обороты бизнеса у женщин увеличились на 17%, а обороты на маркетплейсах — на 61%. В Краснодаре самая высокая концентрация женщин в бизнесе среди городов-миллионников — их доля составляет 45% от общего числа предпринимателей.

Исследование основано на данных более чем 1 млн клиентов «Тинькофф Бизнеса». 

Тренд на женский бизнес

По данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП, за 2023 г. зарегистрировалось на 22% больше девушек-предпринимателей, чем в 2022 г., — 525 тыс. простив 429,9 тыс., сообщил банк «Точка». В топе сфер, в которых россиянки работают и создают бизнес, — бухгалтерский учет, бьюти-индустрия, дополнительное образование, дизайн, розничная торговля через маркетплейсы и агентства недвижимости.

Чаще всего в бизнес в России уходят девушки «поколения миллениум» (Y) — родившиеся между 1985 и 2002 гг. В 2023 г. их доля от общего числа предпринимательниц составила 54%. При этом активно ведут бизнес и женщины старшего поколения (X) — родившиеся между 1964 и 1984 гг. — 39% от общего числа. Около 5% приходится на тех, кто родился до 1964 г., а еще 2% — на зумеров, родившихся после 2003 г. 

Я — героиня фильма

Кинотеатр Kion спросил у россиянок, с какими героинями фильмов, сериалов, мультфильмов и книг они чаще всего себя ассоциируют. Выбор различался в зависимости от возрастной группы. Так, в категории от 18 до 24 лет самой популярной героиней стала Белла Свон из саги «Сумерки». В категории от 25 до 34 лет — Золушка. Респондентки в возрасте от 35 до 44 лет чаще всего выбирали Скарлетт О’Хара, а женщины в возрасте от 45 лет — Катерину из «Москва слезам не верит». На выбор этих героинь пришлось более 40% ответов опрошенных. 

В опросе приняли участие 2 тыс. респондентов — женщины в возрасте от 18 лет по всей России. 

Автор: Елизавета Ронжина

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.