Четверть опрошенных потребителей покупают только онлайн хотя бы одну категорию товаров
Около 25% опрошенных россиян покупают только онлайн хотя бы одну категорию товаров, 46% — используют и онлайн-, и офлайн-каналы для приобретения продуктов из одной и той же категории, а 29% совершают покупки исключительно офлайн, согласно данным опроса «Яндекс Рекламы» и агентства Aquarelle Research.
Пользователи выбирают каналы покупок исходя из категории товара. Например, продукты питания люди часто приобретают только офлайн — так делают 42% опрошенных, а одежду, бытовую технику и электронику больше покупают онлайн.
Треть респондентов предпочитают интернет-магазины производителей или ретейлеров. При этом часть покупателей отметили такие онлайн-магазины, как единственный любимый канал покупки — это особенно характерно для покупателей лекарственных препаратов и оптики — 27%, бытовой техники и электроники — 18%, а также мебели — 15%.
В среднем 13% опрошенных покупают исключительно на маркетплейсах хотя бы одну категорию товаров, там они чаще всего интересуются одеждой и обувью — 68%, а также бытовой химией и предметами гигиены — 58%.
Перед покупкой товара 63% из всех респондентов изучают информацию о нем в интернете: сравнивают цены, выбирают наиболее подходящую продукцию, бренд или магазин. Такое поведение чаще всего характерно для покупателей бытовой техники и электроники — 80%, а также мебели — 71% и одежды, обуви и аксессуаров — 68%.
Почти половина от тех, кто изучает информацию в интернете, используют поисковые системы или геосервисы — 46%, маркетплейсы — 51% и сайты с отзывами — 21%. Еще 13% посещают сайты с видео, тематические каналы в мессенджерах читают 11%, а статьи и подборки — 10%.
Основными драйверами покупок в большинстве категорий выступают цена, условия доставки или удобное расположение, а также ассортимент. Особенно эти факторы важны в отношении товаров, которые покупают часто, — продукции повседневного спроса, лекарств и одежды. Также в этих категориях драйвером выбора товаров стало наличие дисконтной карты.
В случае товаров, которые приобретаются реже, — например, мебели и бытовой техники, — покупатели чаще обращают внимание на показатели надежности товара, сервиса, возможности кастомизации и полноту информации о нем (описание, видеообзоры, удобный поиск по фильтрам).
Более 60% онлайн-покупателей отметили, что им было важно приобрести товар определенной марки. Такой тактики придерживаются, например, 69% покупателей продуктов питания и 67% покупателей бытовой техники и электроники. Среди тех, кто рассматривал покупку товаров новых и неизвестных брендов, 68% покупателей приобрели продукцию знакомой марки.
Около 45% покупателей использовали мобильные устройства на стадии оформления или оплаты товара. Так, например, делают 55% покупателей одежды, обуви или аксессуаров и 52% покупателей бытовой техники.
В опросе приняли участие более 1,5 тыс. россиян в возрасте от 18 до 60 лет, приобретавшие товары онлайн в последние три месяца, покупатели категорий мебели, продуктов питания, БТиЭ, DIY, фешен, бытовой химии, косметики и предметов гигиены, аптечных препаратов и оптики за последние три или шесть месяцев и проживающие в городах РФ от 100 тыс. человек.