Выбор в пользу офлайна и грусть после покупок — стратегии шоппинга старшего поколения
Покупки через мобильные приложения совершают 2% людей старше 65 лет и 15% — через сайты. Об этом свидетельствуют результаты pro bono исследования ВЦИОМ, проведенного совместно с порталом «Баба-Деда». Такая статистика связана с тем, что каждый третий россиянин старше 50 лет не пользуется интернетом, поясняют эксперты. В магазинах с торговым залом или на рынке в той же возрастной категории совершают покупки 85% россиян.
На сайтах покупают 30% опрошенных в возрасте 50-64 лет, еще 16% используют для этого мобильное приложение. В целом для покупки товаров и оплаты услуг сайтами и мобильными приложениями пользовались 35% и 23% россиян соответственно, при этом среди молодежи показатели выше — 47% и 35%соответственно .
В целом четверть россиян покупали товары через мобильные приложения, треть — через сайты. Самым же популярным способом шопинга остаются офлайн-магазины.
Что касается выбора товара, то больше половины опрошенных — 62% — отметили, что предпочитают покупать качественные товары, даже если при этом их цена будет выше. При этом 78% респондентов готовы искать определенную вещь, даже если поиск занимает много времени. Эта стратегия характерна для всех возрастных групп, но качество товаров оказалось приоритетнее для молодежи 18-34 лет.
Молодые люди активнее вовлечены в разнообразные форматы маркетплейсов и онлайн-продаж. Также им легче найти и купить товар или услугу, чем людям в возрастной группе 50+. А для россиян старше 65 лет поиск и покупка товаров вызывает большие трудности.
Также после 50 лет покупки реже приносят радость, чаще — разочарование и грусть. Если среди 18–34-летних положительные эмоции испытывают 89%, то среди «серебряного» поколения — 53%. В топ-5 наиболее распространенных эмоций от покупок для россиян вошли в основном позитивные переживания: радость (20%), любопытство (16%), увлеченность (15%), уверенность (11%), разочарование (10%). После 50 лет перечисленные эмоции называются реже. Среди тех, кто старше 65 лет, и вовсе на втором месте находится вариант «разочарование» (12%), в пятерку эмоций также входит нервозность, стресс (8%).
Среди причин негативных чувств от покупок опрошенные всех возрастов выделили высокие цены и недоступность товаров и услуг (53%), а также низкое качество товара (24%).
Телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 17 и 20 сентября 2022 года, в нем приняли участие 1600 россиян старше 18 лет.