Российские ретейлеры повысили маржу во втором полугодии 2020 года
Аналитическое агентство указывает на корреляцию увеличения маржинальности бизнеса основных четырех российских ретейлеров во втором полугодии 2020 года с ростом цен на основные продукты питания. Сами ретейлеры объясняют это повышением эффективности бизнеса и более благоприятными условиями поставщиков
Средняя операционная маржа лидеров рынка продуктового ретейла во втором полугодии 2020 выросла на треть — до 4,8% (с 3,6% во втором полугодии 2019 г.), сообщает РБК со ссылкой на данные агентства НКР. Свои выводы агентство основывает на отчетности АО «Магнит», X5 Retail Group, ООО «О'кей» и ООО «Лента» за второе полугодие 2020 г. На долю этих компаний приходится примерно четверть розничного рынка.
НКР связывает увеличение маржинальности в первую очередь с продуктовой инфляцией, которая во втором полугодии 2020 г. составила 6,3%. Но агентство акцентирует внимание на том, что окончательные выводы можно сделать только на основании собственных данных сетей, поскольку там учитываются неизвестные факторы, например операционные издержки.
Также в НКР подсчитали, что рост операционной маржи эквивалентен
дополнительной операционной прибыли четырех указанных ретейлеров. У X5 Retail
Group операционная рентабельность повысилась с 4,1 до 4,8%; у «Магнита» — с 3,1
до 4,7%; у «Ленты» — с 4 до 6%; у «О'кей» — с 2,5 до 3,8%.
В дальнейшем, прогнозирует агентство, увеличение цен на продукты (7,6–7,7% на
пике в феврале — марте и 6,6% в апреле) приведет к росту операционной маржи
ведущих ретейлеров еще на 1–2 п. п. И благодаря этому в первом полугодии 2021
они должны получить прибавку к прибыли размером в 20 млрд руб.
Помимо прибыли, НКР обращает внимание на тот факт, что по итогам первого полугодия 2021 г. розничные торговцы Москвы заплатили налоговых отчислений в полтора раза больше, чем в тот же период 2020 г. А предприятия розничной торговли увеличили свои отчисления в 3,5 раза.
Однако часть игроков не согласны с тем, что причиной роста маржи является
рост розничных цен. Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил
Бурмистров считает, что основной причиной стало повышение эффективности бизнеса
и вложения ретейлеров в его оптимизацию. Что касается повышения цен, то
ретейлеры не могут это сделать, объясняет Бурмистров, поскольку работают на
крайне высококонкурентном рынке.
В пресс-службе «Магнита» заявили, что основными причинами роста маржинальности стали снижение потерь и издержек, повышение выручки с одного квадратного метра торговой площади, а также более выгодные условия работы с поставщиками. Основной причиной роста рентабельности в «Магните» назвали заметное сокращение объема совокупной задолженности.