06 Апреля 2020 | 17:05

Что станет с киноиндустрией из-за Covid-19: оценки и прогнозы отрасли в Индексе «ПрофиСинема»

В марте оценки состояния российской индустрии дистрибуции, кинопоказа и кинопроизводства стали самыми низкими за всю современную историю киноотрасли. В ближайший месяц из-за продления режима самоизоляции эксперты прогнозируют еще более значительные проблемы. Результатом станет неизбежный уход с рынка небольших компаний

Представители кинобизнеса из сфер производства, дистрибуции и показа представили свою оценку состояния отрасли в исследовании Индекс предпринимательских предпринимательских настроений в киноиндустрии от компании «ПрофиСинема». Экспертов из различных регионов России просили оценить текущее и ожидаемое в ближайшие 1–3 месяца состояние рынка по шкале от одного («Хуже быть не может») до 10 баллов («Великолепно. Лучше не бывает»).


В течение месяца кинорынок буквально схлопнулся — первым фактором стали переносы крупных кинопремьер на осень, говорят эксперты. Через время из-за распространения эпидемии упала посещаемость кинозалов. Последним этапом стало поручение правительства приостановить работу кинотеатров 24 марта. 


  • В феврале респонденты Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии оценили состояние отрасли на ближайшие три месяца на 6,46 из 10. Уже к марту показатель опустился почти вдвое — до 3,30 (ближе к «Очень плохо). Эксперты ожидают, что период с апреля по июнь пройдет для рынка еще хуже: индекс составляет 1,85.

  • Прогнозное значение на апрель 2020 г. у экспертов по всем направлениям также самое низкое за всю историю наблюдений. Не менее половины экспертов либо совсем не решились дать прогноз, либо оценили апрель предельным значением — «Хуже быть не может».

  • Наиболее пессимистичных ожиданий придерживаются респонденты относительно сферы кинопоказа. С февральского прогноза в 8,04 баллов («Очень хорошо») эксперты снизили оценку отрасли до 3,09 в марте. Состояние сегмента в апреле — июне оценивается на 1,27. 

  • Значение индекса марта в дистрибуции опустилось до 3,14. При этом в феврале респонденты оценивали сферу на 7,58 (ближе к «Очень хорошо»). 

Кинопроизводство

Чуть меньшие колебания были зафиксированы в оценке кинопроизводства. В феврале индекс на следующие 1–3 месяца составляла 5,39 («Удовлетворительно»), а в марте показатель опустился до 2,67 («Очень плохо»). 

Однако и в этой сфере пандемия повлияла на оценки экспертов крайне негативно. Во-первых, со второй половины марта и до конца мая российские релизы перенесены на неопределенный срок. Во-вторых, Минкульт и Фонд кино отодвинули сроки финансирования. Это означает, что начало финансирования проектов откладывается. Фильмы, запуски которых планировались на лето, будут отложены, в лучшем случае на осень, а в худшем — на год или даже более.

Таймлайн падения сборов  

Еще до объявления о закрытии кинотеатров кассовые сборы в России весь март стремительно снижались от уикенда к уикенду. Результаты десятого уикенда (с 5 по 8 марта) стали худшими за последние три года. Тогда же стартовал «Бладшот» от SPPR, последний релиз марта, названный кинопоказчиками в числе перспективных с точки зрения сборов.

Неделей позже (уикенд с 12 по 15 марта) сборы упали сразу на 38%. Основной причиной кинопоказчики называли слабый репертуар, коронавирус еще воспринимался основной массой россиян, как нечто далекое и мало влияющее на их жизнь. 

На уикенде с 19 по 22 марта первая (пока информационная) волна пандемии вместе с отсутствием крупных релизов приводит к падению кассы топ-10 еще на 58% к предыдущему показателю. По количеству проданных билетов установлен антирекорд за последние 12 лет, а по бокс-офису в рублях — более чем за 10, отбросив прокат на уровень 2010 г., когда курс российской валюты к доллару и евро был почти в два с половиной раза ниже. 

Уикенд с 26 по 29 марта стал последним, когда кинопоказ продолжался в небольшой части залов.

Последствия для отрасли 

Даже после того, как кинотеатры начнут открываться, они столкнутся с трудностями со стороны спроса и предложения, считают эксперты. В первую очередь отрасль ожидает дефицит контента, так как все потенциально кассовые картины перенесены на осень. 

Кроме того, падение доходов, неизбежное в текущей экономической ситуации, дополненное падением рубля, приведет к дальнейшему снижению покупательской активности аудитории. И, наконец, в период самоизоляции аудитория кинотеатров вынужденно перешла в онлайн.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.