Снижение спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг
Возвращение потребления на докризисный уровень займет до трех лет, считают аналитики
Снижение потребления россиянами затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные совместного исследования BCG и «Ромира».
О дальнейшем снижении своих расходов в ближайшие полгода заявили 15% российских потребителей. Это коснется почти всех продуктов питания, за исключением свежих. Сокращение трат на бакалею планируют 15% респондентов, на мороженые продукты и консервы — 16%, на алкоголь — 28%.
На одежде и обуви в ближайшие шесть месяцев будут экономить 19–37% респондентов (в зависимости от категории товаров). 25% российских потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29% — на парфюмерию, 34% — на мебель и предметы интерьера, а 35–37% — на электронику и бытовую технику.
Российские потребители планируют сократить траты даже в онлайне — из-за финансовой нестабильности. На доставке еды намерены экономить 34% опрошенных. Расходы на посещение концертов, кинотеатров и ресторанов готовы урезать 39–43% опрошенных. В ближайшие полгода минимизировать траты в целом на досуг планирует 51% респондентов.
Основной драйвер потребительского спроса — это располагаемые доходы населения, роста которых можно ожидать не раньше второй половины 2021 г., отметил старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин. В умеренно оптимистичном сценарии на возврат потребления к докризисному уровню может уйти до трех лет, прогнозирует он.