25 Марта 2011 | 14:18

Потенциал для роста на российском рынке – ставка на молодежь и агрессивное развитие дистрибуции в регионах

Впервые с начала кризиса - рост объемов продаж на FMCG-рынке. 20% FMCG-товаров на полках в 2010 году – новинки. Перспективы развития розничной торговли в России до 2020 года: инвестиции в регионы

Картинка Потенциал для роста на российском рынке – ставка на молодежь и агрессивное развитие дистрибуции в регионах

Преодолеть экономическую рецессию в России окaзалось не так просто. Розничные продажи товаров повседневного спроса показали позитивную динамику лишь в последнем квартале 2010 года, - на 0,4%  в объемном выражении – впервые с начала кризиса 2008 г. Международная компания Nielsen (The Nielsen Company) исследовала перспективы дальнейшего восстановления потребительского спроса в условиях роста продовольственной инфляции и самые продуктивные стратегии роста для брендов и розничных сетей в России.

«Впервые осторожный оптимизм россиян нашел свое отражение в восстановлении продаж FMCG-рынка,-- комментирует Дуайт Уотсон, управляющий директор Nielsen в странах Северо-Восточной Европы.

«Сегодня самое время воспользоваться возможностями, которые открываются на российском рынке, но следует трезво оценивать новые вызовы, такие как растущая продовольственная инфляция, новые рациональные привычки потребления россиян, и учитывать уникальность рынка».

Российский рынок: уникальность и потенциал

— Результаты исследований Nielsen показывают, что Россия сочетает в себе черты развитых и развивающихся рынков: она характеризуется сравнительно высоким уровнем дохода потребителей и быстрым появлением инноваций - как зрелый рынок, и обладает хорошим потенциалом роста - как молодой.

— Перспективы роста российского рынка подкрепляются пока еще высокой долей молодежи среди потребителей – до 40% из них составляют люди в возрасте до 30 лет, в то время, как среднеевропейский уровень составляет лишь 27%. Эта категория потребителей является самой интересной для активации брендов в ближайшие 10 лет, поскольку здесь можно ожидать постепенное увеличение объемов спроса с ростом благосостояния.этой группы.в будущем.

— Высокая склонность к сбережениям, которую сейчас демонстрируют все возрастные группы российских потребителей, также представляет собой потенциальную возможность для роста: накопленные средства могут стать важной частью прироста платежеспособного спроса.

— После кризиса россияне стали более рациональными в своем покупательском поведении, и чувствительность к промо-акциям существенно выросла, что в будущем может стать важнейшим инструментом для активизации спроса. По данным исследований Nielsen, в 2010 году 64% потребителей демонстрировали активную заинтересованность в промо-акциях.

— Новинки – еще один фактор роста на российском рынке сегодня и в будущем. В 2010 на полках торговых точек в городской России на их долю приходилось 20% товарных позиций.

— Самого значительного успеха добиваются в России бренды, которые активно развивают дистрибуцию.

«Несмотря на изменения в конъюнктуре рынка, Россия по-прежнему остается страной с чрезвычайной фрагметированностью торговых сетей и сложностями в системе дистрибуции, вызванными географическими и климатическими факторами, - говорит Илона Лепп, Директор по развитию бизнеса Nielsen в Северо-Восточной Европе. Сегодня знаковый успех среди торговых сетей принадлежит именно тем компаниям, которые инвестировали в региональную экспансию. Среди производителей наибольшего роста продаж и доли добились те, кто наращивали дистрибуцию за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, и других крупных городов».

— Среди каналов дистрибуции флагманом по-прежнему остаются небольшие супермаркеты, доля которых среди магазинов современного смешанного формата выросла с 19% в 2008 году до 22, 44% в 2010 году. И наибольшим потенциалом для роста обладают города второго эшелона. Общее же количество магазинов  современного формата за пределами 24 крупных городов выросло на 49% - за период с 2007 по 2010 годы.

— В крупных городах в ближайшие несколько лет можно ожидать роста количества гипермаркетов. Пока же уровень концентрации этих магазинов остается невысоким. На миллион жителей Москвы приходится 3 гипермаркета, Нижнего Новгорода – 7, в Санкт-Петербурге – 10. В Европе - 14 гипермаркетов.

— Другая яркая тенденция и возможность для роста брендов – рост количества специализированных магазинов как Москве и Санкт-Петербурге, так и за пределами обеих столиц: Так, число магазинов товаров для животных выросло в 2010 году на 19%, булочных - на 22%, а магазинов детских товаров - на 23% (по сравнению с 2009).

«Устойчивый рост магазинов-специалистов говорит о том, что наряду с хорошей ценой, которую ищут рациональные потребители сегодня, важным для многих остается так называемый shopping experience – атмосфера, сервис, разнообразный ассортимент, включая премиальные товары. Большинство FMCG-сетей масс-маркет сегмента удовлетворить этой потребность не могут». 

— Наряду со «специалистами», традиционная торговля остается сегодня и в будущем чрезвычайно важным каналом для развития дистрибуции, что неудивительно: в городской России, по данным Nielsen, насчитывается сегодня свыше 385,5 тыс. традиционных магазинов и магазинов-специалистов.


Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.