В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
Россияне встречают лето с надеждой
Уровень потребительского доверия в России стабилизировался

Уровень потребительского доверия в России стабилизировался − впервые за восемь последних месяцев с начала кризиса. Таковы результаты очередной волны исследования Nielsen ‘Russians through crisis’, проведенной в конце мая 2009 года. Негативный тренд приостановился по большинству ключевых показателей Индекса потребительского доверия.

Исследование ‘Russians through Crisis’ (Российский потребитель в кризис) − масштабный исследовательский проект Nielsen − запущен в IV кв. 2008 года для мониторинга уровня потребительского доверия, изменений в покупательском поведении и изучения предпочтений потребителей при покупке товаров и услуг в нынешних экономических условиях в России. С начала запуска было проведено три волны − в ноябре 2008, феврале и мае 2009 года.

«Похоже, россияне оправились от шока, что самая быстрорастущая экономика не избежала рецессии, но главным остается вопрос: как скоро российский потребитель будет готов ‘отпустить пояса’?» − говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор «Nielsen Россия».

По данным исследования Nielsen ‘Russians through Crisis’, в мае 2009 года динамика Индекса потребительского доверия в России стабилизировалась, снижение прекратилось. Более того, после значительного падения − сначала с 104 пунктов в сентябре 2008 года до 82 в феврале 2009, а затем до 75 в марте 2009 года, − в мае 2009 года Индекс продемонстрировал рост в 7 пунктов, вернувшись на уровень февраля 2009 года  (Рис. 1).

Большинство российских потребителей по-прежнему оценивают свои перспективы на рынке трудоустройства и состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как плохие или не очень хорошие (74% и 81% соотвественно).

В то же время, исследование не выявило ухудшения этих показателей по сравнению с февралем 2009 года. А если сравнивать результаты, полученные в мае 2009, с данными аналогичного замера Индекса в марте 2009 года, проведенного в рамках Глобального онлайн исследования Nielsen, наметился даже небольшой прогресс (Рис. 2).

Однако, по такому важному показателю, как «готовность тратить», негативный тренд продолжается. В мае 2009 года уже 78% респондентов считают ближайшие 12 месяцев плохим или не самым хорошим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется приобрести. В феврале 2009 года таковых было 67 процентов.  

«Наше исследование показало, что россияне приготовились к длительному «экономному режиму», − говорит Дуайт Уотсон. Для потребителей по-прежнему важна экономия «здесь и сейчас». Процесс переключения на каналы, которые могут предложить лучшие цены и контролировать объем разовой покупки продолжается».

Дискаунтеры по-прежнему в наибольшем выигрыше от сложившейся на рынке ситуации. Наблюдается позитивная динамика и в других каналах. Исследование Nielsen зафиксировано заметное переключение потребителей на открытые рынки и киоски/павильоны. Это явление можно объяснить не столько тем, что потребители продолжают поиски лучших цен в этих каналах, сколько сезонным фактором. В частности, открытые рынки продолжают оставаться для россиян традиционным местом покупки овощей и фруктов в теплое время года. 

Исследования Nielsen показали, что кризис усилил процессы изменений, начавшиеся ранее в российской розничной торговле. Генеральная совокупность розничных торговых точек в России падает, консолидация рынка усиливается, а значимость сетевого ритейла и всего канала Современная торговля (супер- и гипермаркетов) только увеличивается.

Но даже в успешной сетевой рознице снизилась динамика продаж товаров повседневного спроса. Так, в первом квартале 2009 года прирост товарооборота по продовольственной группе товаров, аудируемых Nielsen в ключевых кооперирующихся сетях, составил лишь 3% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим кварталом. Для сравнения, по результатам 2008 года прирост товарооборота в сетях по этой группе составлял 15%.

В целом исследование Nielsen показало, что лето этого года россияне встречают в более приподнятом настроении, чем  весну. Впереди сезон отпусков и хлопот по ремонту и обустройству дома. И эти два пункта сегодня, − как и до кризиса, − остаются одними их самых популярных способов реализации свободных денежных средств.

Каждый пятый сообщил, что планирует в ближайшее время потратиться на путешествие и столько же − на покупку мебели. Компьютеры и мобильные телефоны − следующие в списке самых популярных покупок, запланированных на ближайшее время (так ответили по 10% соотвественно).

В то же время, по данным исследования, количество потребителей, которые могут себе позволить крупные траты, уменьшается. 37% россиян сообщили, что не планируют покупать ничего из предложенного Nielsen списка, − в том числе мебель, турпутевки, компьютеры, мобильные телефоны, бытовую технику, люксовую косметику, машины, ювелирные украшения.

По-прежнему более половины россиян (54%) сообщают, что их семейный доход уменьшился в той или иной степени.

Ниже представлены рисунки, отображающие движение Индекса потребительского доверия в России и изменения его ключевых индикаторов (Рис.1-2)
Рис.1. Индекс потребительского доверия в России, 2005-2009 г.

Рис. 2. Ключевые показатели Индекса потребительского доверия, Сентябрь 2008 – Май 2009 г.


 





Новости
октябрь 2017
Каталог 7889 компаний
Media FirstFACESPanda
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center