НМГ и «Платформа» представили итоги первого рейтинга детской анимации
Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке «Национальной Медиа Группы» изучил степень влияния российской анимации и составил первый рейтинг мультфильмов, оказывающих, по мнению родителей, наиболее сильное ценностное воздействие на детей
Исследование проводилось в марте — мае 2023 года. В опросе приняли участие более 1200 родителей детей в возрасте от двух до восьми лет, а также две фокус-группы с этой же целевой аудиторией. В рамках исследования были проведены глубинные интервью родителей и детей, а также опрошены 20 экспертов и 10 родителей для составления рейтинга топ-25 картин, имеющих влияние на детей. Исследование проводилось «Национальной Медиа Группой» в рамках деятельности Альянса по защите детей в цифровой среде.
Детская анимация должна воспитывать детей, закладывать и развивать позитивные ценности, а не только развлекать, — так считают 72% опрошенных родителей.
Среди 25 картин родители выбрали те, которые сильнее других оказывают ценностное воздействие на детей. В топ-6 вошли мультсериалы «Фиксики», «Три кота», «Простоквашино» (новое), «Барбоскины», «Лунтик» и «Маша и Медведь». Они являются примером баланса между реальными потребностями детей и интересами взрослых. Кроме того, они привлекают родителей к совместному просмотру, поэтому считаются «семейными».
«Смешарики» также высоко оцениваются родителями по уровню ценностного воздействия, однако менее вовлекают родителей в просмотр.
89% родителей отметили, что «Фиксики» и «Три кота» больше всего демонстрируют дружбу, а мультфильм «Лунтик» —воспитанность и вежливость. Осознание индивидуальности каждого человека ярче всего транслируется в «Барбоскиных» (89%), «Трех котах» (88%), «Смешариках» и новом «Простоквашино» (87%).
Наибольший разброс в оценках по воспитанию ценностей получил мультсериал «Маша и Медведь»: в числе сильных сторон опрошенные выделяют пример дружбы и «понимание, что все люди разные» (84%), а в числе слабых — уважение и помощь родителям, людям старшего возраста (57%).
Также в рейтинг вошли: «Сказочный патруль», «Ми-ми-мишки», «Буба», «Лекс и Плу», «Малышарики», «Отель овечек», «Кошечки-собачки», «Кот Басик», «Приключения Пети и Волка», «Геройчики», «Катя и Эф. Куда-Угодно-Дверь», «Финик», «Иван Царевич и серый волк 5», «Кощей. Похититель невест», «Кощей. Начало», «Три богатыря. Конь на троне», «Гора самоцветов» и «Зебра в клеточку». Их опрошенные родители выделяют как возможный «инструмент воспитания».
Как правило, сам ребенок решает, какой мультфильм смотреть. 76% родителей позволяют детям самостоятельно выбирать контент. 23% родителей подходят к этому вопросу строже: они сами выбирают контент за ребенка. Функцию «Родительский контроль» для выбора контента используют лишь 9%.
По данным фокус-групп с родителями, дети постарше в большей степени готовы к просмотру и сравнению персонажей разных лет. Им нравятся поведение, фразы, индивидуальность. Но в то же время в лентах советского времени не хватает динамичности, ярких красок и более быстрых реакций героев и быстрого развития сюжета в сравнении с современными мультфильмами. Мультфильмы двух эпох отличаются и ценностями: советские формируют в большей степени индивидуальность, а современные, напротив, интегрируют ребенка в коллективный социальный мир, показывая множество моделей взаимодействия с ним. Почти половина (46%) опрошенных родителей разных возрастных групп высоко оценивает уровень современной российской анимации, отмечая, что она не уступает западной в качестве и характере транслируемых ценностей.
88% опрошенных считают, что мультфильмы в целом меняют характер и внутренний мир ребенка. Например, «Три кота» и «Барбоскины» учат общаться в расширенной семье, «Фиксики» — помогать, быть любознательным и интересоваться точными науками, уметь делать что-то своими руками, а «Маша и Медведь» — быть свободным и самостоятельным.
Топ-5 ответов родителей о темах, которые должны побуждать детей к действию:
- Умение ценить семью, уважать родителей — 63%;
- Умение дружить независимо от пола, национальности — 57%;
- Уважать окружающих — 39%;
- Заботиться о пространстве вокруг себя — 28%;
- Заботиться об экологии, окружающей среде — 27%.
В то же время родители считают, что анимация будущего должна совмещать развитие бытовых навыков (домашние обязанности, учебу и хобби) и интеллектуальное и эмоциональное взросление (быть самостоятельным, отстаивать собственные интересы, уметь разговаривать и договариваться и так далее). Такой запрос может быть связан с желанием родителей усилить поддержку тех ценностей и смыслов, которые они закладывают в процессе воспитания.
Светлана Баланова, генеральный директор «Национальной Медиа Группы»:
«Дети — самая чуткая аудитория. Они внимательны к образам и восприимчивы к смыслам. Поэтому на создателях детского контента всегда лежит огромная ответственность перед детьми и перед родителями. Как выглядят герои мультфильмов, как они себя ведут, как разговаривают, чему учат, какие ценности вложены в сюжеты — все это заботит нас и требует нашего внимания. Это исследование для нас — способ узнать предпочтения детей и родителей, понять, какие мультфильмы нравятся аудитории и что можно сделать, чтобы наши анимационные проекты стали еще более интересными, полезными и востребованными».
Реклама ООО «НМГ»