В Kokoс Group выяснили что россияне дарили на праздники в 2021–2022 годах
Специалисты Коkос Group проанализировали тренды последних двух лет при выборе подарков на 23 Февраля и 8 Марта. Россияне все чаще приобретают подарки на мультибрендовых маркетплейсах, гаджеты давно обогнали по популярности книги, а домашнему ужину пары предпочитают доставку
Чаще всего женщины заказывают подарки для своих мужчин на мультибрендовых онлайн-маркетплейсах и все реже на узкоспециализированных и брендовых — количество заказов через подобные площадки снизилось на 18% в 2021-м и на 36% в 2022 г.
Вопреки стереотипу о «носках и пене для бритья», стандартный подарочный набор к 23 Февраля куда более разнообразный. В топе подарков по категориям — гаджеты, обучающие курсы, товары для дома и ремонта, одежда и обувь, книги. Спрос на гаджеты сильно вырос в 2021 г. — на 80%, а в 2022 г. снизился на 24%, но в целом товары данной категории продолжают лидировать. Спрос же на книги продолжает планомерно снижаться — количество заказов снизилось на 53% по сравнению с 2021 г. Интересно, что при этом набирают популярность, хотя пока не входят в подарочный топ, товары из категории «онлайн-сервисы» и «косметика».
По данным CPA-сети «Где Слон?» (входит в состав Коkос Group), в 2023 г. гаджеты также стали самыми дорогими среди подарков, средний чек в этой категории составил 22 421 руб. Вторую строчку самых дорогих подарков заняли туристические поездки — 20 372 руб. (увеличение суммы среднего чека составляет более 100% уже два года подряд), автотовары — 18 671 руб. (на 9% меньше, чем в 2022 г.), ювелирные украшения — 18 223 руб. (стабильный рост — на 37% к 2021-му и 28% к 2022 г.), мебель и товары для дома и ремонта — 11 055 руб. (сумма среднего чека уменьшилась на 21% по отношению к прошлому году).
Последние два года показали, что мужчины также заказывают подарки своим вторым половинкам, мамам и сестрам на онлайн-маркетплейсах и также чаще выбирают универсальные подарочные карты, хотя популярность этой категории снижается — в 2022 г. на 30% реже, чем в 2021-м. Кроме того, в топ по популярности входят гаджеты и бытовая техника, косметика, обучающие курсы, товары для дома и книги. При этом популярность книг в качестве подарка для девушек и женщин также снижается — в 2022 г. на 21% меньше по сравнению с 2021 г., в то время как набирает популярность доставка еды (в качестве праздничного ужина) — рост почти в четыре раза год к году.
Самыми дорогими подарками в последние годы были гаджеты, средний чек — 29 589 руб. На товары для спорта и туристические поездки в качестве подарка мужчины тратят в среднем 19 588 и 19 126 руб. соответственно. Замыкает топ категория «товары для дома» со средним чеком в 17 006 руб.
Александр Шокуров, CEO Коkос Group:
«Мы ожидаем, что в этом году средний чек на покупку гаджетов к 8 Марта вырастет до 30 000–33 000 руб. Исходя из событий 2022 года и конъюнктуры рынка, мы также предполагаем, что значительно вырастет средний чек в категории “автотовары”. На подарки из категории “спорт” мужчины потратят примерно столько же, сколько и в прошлые годы, средний чек, возможно, вырастет, но незначительно — до 20 000 рублей. На туристические поездки для своих дам мужчины потратят больше в связи с ростом сезонного спроса на товары и услуги в сегменте. А вот спрос на товары для дома может значительно снизиться, так что, скорее всего, категория может потерять лидирующие позиции. А вот популярность ювелирных украшений продолжает расти, мы ожидаем рост среднего чека до 20 000–25 000 рублей, учитывая общую положительную динамику в сегменте в 2021–2022 годах».
По мнению экспертов, маркетплейсы продолжат наращивать лидерство по количеству покупок. И мужчинам, и женщинам удобнее покупать товары в одном месте, где у них есть возможность также сравнивать ценовые предложения. Кроме того, маркетплейсы продолжают наращивать маркетинговую и рекламную активность, привлекая новых клиентов и тем самым занимая все более значительную долю рынка. Быстрее всего меняется соотношение в сегменте «праздничного ужина». Люди чаще предпочитают заказывать доставку еды для тихого семейного ужина на кухне, а не проводить время в ресторане.