Право размещать рекламу в метро оценено в Петербурге в 10 раз дешевле, чем в Москве
Вслед за столичным метрополитеном поиск нового рекламного подрядчика начала и петербургская подземка. Стартовая стоимость десятилетнего контракта, позволяющего размещать рекламу почти на 2,7 тыс. конструкциях, составляет 1,6 млрд руб. В Москве похожие торги начинались с 17,6 млрд руб.
Петербург vs Москва
Петербургское ГУП «Городской центр размещения рекламы» объявило 22 октября конкурс на выбор нового рекламного подрядчика ГУП «Петербургский метрополитен». Заявки принимаются по 22 ноября. Подвести итоги торгов планируются до Нового года. Десятилетний договор с победителем может вступить в силу уже 1 января 2017 года, следует из конкурсной документации.
Сейчас петербургское метро насчитывает пять действующих линий и 67 станций. Пассажиропоток оценивается почти в 2,8 млн человек ежедневно. Для сравнения: у столичной подземки 12 линий и около 200 станций, которыми ежедневно пользуются в среднем более 7 млн пассажиров.
Конкурс vs аукцион
Петербургский метрополитен проводит торги в виде открытого электронного конкурса. Это означает, что предложенная конкурсантами цена договора будет не единственным критерием при выборе победителя. Будут также учитываться, имеет ли участник торгов опыт размещения рекламы в метрополитенах, какой объем социально значимой рекламы и информации он готов безвозмездно размещать, какие технические решения он предложит.
Всего победитель конкурса сможет эксплуатировать более 2,66 тыс. рекламных конструкций на территории петербургского метрополитена. Исходя из рыночной величины базовых ставок за 1 кв. м. для каждого типа конструкций стартовая, то есть минимальная, стоимость десятилетнего контракта определена в 1,649 млрд руб.
Для сравнения: московский метрополитен проводил торги в виде аукциона. Побеждал тот, кто предложил наибольшую цену. Начинались торги с 17,567 млрд руб. При этом столичная подземка отказалась от детальной схемы размещения рекламных носителей. В документации были лишь оговорены допустимые на территории метрополитена форматы, а также было прописано требование установить в течение трех лет цифровые носители: экраны в вагонах и над эскалаторами, видеостены на станциях и т.п.
Аукцион московского метрополитена со второй попытки выиграла «Трейд Компани», пообещавшая выплатить за девять лет 22,661 млрд руб. С конце сентября ГУП «Московский метрополитен» заключило договор с ООО «Трейд Компани». Размещать рекламу новый подрядчик сможет с января 2017 года.
На торгах «Трейд Компани» действовала в интересах автохолдинга «Гема». Ранее связанная с ним компания «Авто Селл» уже размещала в 2011-2015 годах рекламу в московском метро, но из-за просрочки по платежам договор с ней был расторгнут. В мае 2016-го ООО «Авто Селл» было признано банкротом. Его до сих пор непогашенная задолженность перед московским метрополитеном достигает 1,4 млрд руб.
Чтобы обезопасить себя от недобросовестных партнеров, столичный метрополитен максимально ужесточил требования по финансовому обеспечению договора. Оно равняется 30% его стоимости, то есть почти 6,8 млрд руб. На эту сумму «Трейд Компани» предоставила безотзывную банковскую гарантию.
На конкурсе петербургской подземки обеспечение договора с победителем составляет всего 82,5 млн руб., или 5% от стартовой цены. Предоставить обеспечение можно также в виде безотзывной банковской гарантии или перевести эту сумму на счет метрополитена.
Изучают документацию
Сейчас рекламу в петербургском метро размещает рекламное агентство «Проспект», которое называет себя уполномоченным представителем официальных аккредитованных дилеров метрополитена: ЗАО «Анфас», ЗАО «Афкап Рус», ЗАО «Коммет» и ООО «Метроном». Их договоры с ГУП «Петербургский метрополитен» истекают в ноябре этого года.
Учредителями ООО «Рекламное агентство «Проспект», по данным ЕГРЮЛ на апрель 2010 года, являются его гендиректор Георгий Иванов (38,5%), Дмитрий Столов (49%), Вадим Антоненко (7,5%) и Федор Каменский (5%). Выручка компании по РСБУ в 2015 году снизилась, по информации «СПАРК-Интерфакс», на 25%, до 1,08 млрд руб., прибыль от основной деятельности – на 53%, до 291,6 млрд руб., чистая прибыль – на те же 53%, до 233,2 млн руб.
В августе, когда рекламного подрядчика выбирала себе столичная подземка, «Проспект» сообщил, что будет через единый центр продаж размещать рекламу в метрополитенах и Петербурга и Москвы. Это объявление по-прежнему висит на сайте агентства.
«Проспект», как уточнил AdIndex Георгий Иванов, пока изучает конкурсную документацию.
На аукционе московского метрополитена с «Трейд Компани» торговались структуры Russ Outdoor, крупнейшего в стране оператора наружной рекламы, и «Лайсы», рекламного подрядчика РЖД. Эти компании, по словам их сотрудников, сейчас также изучают конкурсную документацию. Представитель «Гемы» на вопрос не ответил.