Обзор главных новостей рынка DOOH-рекламы за прошедшую неделю (7-13 сентября)
На фоне общего сокращения рекламных бюджетов и данных о недозагруженности рекламных поверхностей (по данным Ассоциации коммуникационных агентств России в I полугодии 2015 года объем рекламы в outdoor упал на 27%), произошедшие на прошлой неделе события только увеличили ощущение общего прессинга на рынок наружной рекламы
НЕСИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ
9-го сентября с подачи газеты «Ведомости» стало известно, что власти Москвы продолжат выбивание денежных средств через суды с операторов, уже сошедших с дистанции и не имеющих возможности выполнять взятые на себя в ходе тендеров обязательства по перечислению финансовых средств в казну города. Ссылаясь на данные картотеки Арбитражного суда Московской области, издание сообщило, что Департамент СМИ и рекламы Москвы подал около 30 исков в суд к оператору ООО «Никэ» на общую сумму 8,1 млн руб. «Представитель департамента Константин Горохов уточнил, что это долги по договорам, заключенным с оператором еще в 2007–2008 гг. Всего оператор должен городской казне более 50 млн руб.», пишет газета. Но это еще не все – общая сумма задолженности операторов, уже не работающих с городом, в департаменте оценили в сумму порядка 800 млн – 1 млрд руб. Сейчас у ведомства «на разной стадии проработки» находится около 1500 претензий к таким операторам, уточнил Горохов. По его словам, крупнейший должник города – компания «Ньюформ интернейшенел», которой необходимо вернуть в казну более 200 млн руб.
НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ ГОСТ
Все та же газета «Ведомости» рассказала рекламной общественности о вновь появившихся сомнениях московских чиновников относительно обязательности исполнения ГОСТа по наружной рекламе. Московские чиновники не могут определиться, является ли ГОСТ по наружной рекламе обязательным или нет. Это грозит сносом сотен рекламных щитов в Москве, пишет издание. Газета ссылается на ответ Минпромторга Московской торгово-промышленной палате (копия документа есть в распоряжении редакции), согласно которому «ГОСТ по наружной рекламе обязателен для исполнения операторами, работающими в Москве, поскольку эти требования являются частью конкурсной документации, в соответствии с которой правительство столицы проводило в 2013–2014 гг. аукционы среди операторов». Однако, в документе есть также отсылка к техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который действует в России с февраля 2015 г. По этому регламенту ГОСТ применяется на добровольной основе. Надо сказать, что вопрос применения ГОСТа всплывает с завидной периодичностью. Так, например, в конце прошлого года операторы столкнулись с массовыми исками от ГИБДД, которая требовала сноса щита, если он не соответствует ГОСТу, и через суд добилась нескольких решений в свою пользу. Газета напомнила, что в ситуацию даже вынужден был вмешаться мэр Москвы Сергей Собянин, который в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову сообщил, что ГОСТу не соответствует 90% установленных в столице рекламных конструкций и их снос грозит миллиардными убытками городскому бюджету. Шувалов в марте провел межведомственное совещание, после которого отдал поручение Минпромторгу дать разъяснения о добровольном характере применения ГОСТа. В мае Росстандарт (подведомственен Минпромторгу) на своем сайте опубликовал такое разъяснение. Однако это не мешает ГИБДД в отдельных случаях требовать сноса щитов.
Подробнее:
Московские чиновники не могут определиться, является ли ГОСТ по
наружной рекламе обязательным
ПРИВЕТ ИЗ РЕГИОНОВ
На прошлой неделе Комиссия экспертов АКАР обнародовала оценку объемов крупнейших региональных рынков за I полугодие 2015 года. Итоги были подведены по 13-ти крупнейшим городам-миллионникам (за исключением Москвы) по четырем основным сегментам: ТВ, радио, прессе и наружной рекламе. Суммарный объем региональных рекламных бюджетов составил свыше 11,6 млрд руб. за вычетом НДС, что меньше соответствующего показателя прошлого года на 25%. По отдельным городам динамика варьируется в пределах от -18% до -33%.
В сегменте наружной рекламы крупнейшим по объему аккумулируемых средств ожидаемо стал рынок Санкт-Петербурга. Комиссия АКАР оценила его в 3 млрд 723 млн рублей. Вторым по объему наружки стал Екатеринбург - 1 млрд 012 млн рублей. Тройку лидеров замкнул Новосибирск – 963 млн рублей. Полностью информацию по объему региональной рекламы в средствах ее распространения в 1 полугодии 2015 года можно посмотреть на сайте АКАР.
В целом, судя по новостям, приходящих с региональных рынков наружной рекламы, в городах прослеживается два параллельных тренда, по которым развивается ситуация. С одной стороны, местные власти предпринимают усилия для избавления от незаконных рекламных конструкций, с другой – стараются упорядочить отношения с операторами путем проведения тендеров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Так, власти Омска выделили на демонтаж рекламных конструкций свыше 2,1 млн рублей (всего в городе подлежат сносу 2800 отдельно стоящих рекламных конструкций разного формата). Всего же, по данным Управления рекламы департамента имущественных отношений Омска, общее количество рекламных конструкций в городе составляет порядка 8 тыс.
В Екатеринбурге продолжается демонтаж рекламных конструкций, в том числе размещённых на фасадах и крышах зданий и над проезжей частью. В частности, в планах властей снести в ближайшее время порядка 100 перетяжек. Все это проходит в рамках реализации концепции развития наружной рекламы в областном центре, по которой в нынешнюю схему размещения наружной рекламы включено 1321 место (1,2 тыс. рекламных мест уже разыграны на торгах, прошедших в период с 2013 по 2015 гг). По данным источника, сейчас на стадии разработки и согласования находится новый вариант документа, в который предполагается включить не менее 3 тыс. площадок.
В Ярославле в августе демонтировано 159 незаконных рекламных конструкции. Только за неделю, с 31 августа по 4 сентября, убрано 42 незаконные конструкции. Последние из аукционов аукционы по предоставлению права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций городские власти провели 2 и 3 сентября. Всего с начала года в бюджет города от проведения аукционов и платы за пользование городскими рекламными местами поступило более 41 млн руб.
Власти Пензы намерены сократить количество рекламных конструкций в центре города, а также провести очередные торги до конца 2015 года. Эти меры обсуждались на совещании, посвящённом повышению эффективности работы МКУ «Рекламная служба города Пензы».
На 49 площадок увеличится схема размещения наружной рекламы в Ярославле. Об этом на заседании постоянной комиссии муниципалитета по экономике и развитию города сообщил председатель комитета по рекламе мэрии Олег Макоедов. В итоге общее число рекламных мест в Ярославле составит 380. Отметим, что в 2014-2015 гг. в городе было проведено несколько аукционов, на которые было выставлено 222 рекламных места. Общая сумма денег, поступивших в бюджет от проведения торгов составила 40,4 млн руб. Последние аукционы пришлись на период с 21 августа по 3 сентября. По результатам аукционов бюджет города должен получить ещё 8,6 млн руб.
КИНО БУДЕТ!
Закончим обзор приятной новостью для indoor-операторов, работающих в сегменте рекламы в кинотеатрах. Как сообщило РИА «Новости», сделанное ранее предложение крупнейшей российской сети «Синема-парк» законодательно запретить дистрибьюторам размещать рекламные ролики перед показами в кинотеатре не выдержало критики. Государство не будет вмешиваться в урегулирование ситуации, прокатчики и дистрибьюторы должны сами договариваться между собой, заявил журналистам в среду глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов.
Обзор подготовила Ульяна Бородина