25 Июля 2014 | 16:02

Google запустил проект по изучению генетики человека

Научное подразделение Google, Google X, запустило крупный проект, названный The Baseline Study («Точка отсчета»). Цель проекта – сбор информации для составления наиболее полной картины о здоровье человека. Об этом сообщает газета The Wall Street Journal

Картинка Google запустил проект по изучению генетики человека

Исследование возглавил молекулярный биолог Эндрю Конрад, известный своей популяризацией недорогого метода тестирования плазмы донорской крови на ВИЧ. В команду Конрада вошло более 70 специалистов в области генетики, биохимии, молекулярной биологии и других областях.

Исследование Baseline Study – далеко не первое массовое исследование в области генетики, однако оно будет работать с куда большими объемами информации, чем все предыдущие. До недавнего времени подробные исследования являлись слишком дорогостоящими — так, еще в начале 2000 года полный анализ генома человека стоил около $100 млн, в то время как сейчас его стоимость составляет $1 тыс.

На начальной стадии в Baseline Study примут участие 125 человек. Позднее их число может увеличиться до нескольких тысяч за счет волонтеров, найденных через университеты Дьюка и Стэнфорда. Исследователи получат от участников подробные истории болезней, а также проведут анализы их мочи, крови, узнают скорость их основного обмена веществ, проверят их терпимость к физической нагрузке и возьмут у них образцы ДНК. Кроме того, участникам будут выданы специальные устройства, которые круглосуточно будут измерять такие показатели, как уровень глюкозы в крови, температура тела и частота пульса.

Вся эта информация будет обрабатываться компьютерами Google, которые будут искать различные паттерны-«биомаркеры» в полученных данных. Результаты помогут ученым обнаружить как закономерности развития различных заболеваний и расстройств, так и обнаружить эти заболевания на ранних стадиях. Кроме того, ученые смогут составить представление о том, каким должен быть организм здорового человека.

К примеру, исследователи могут обнаружить у ряда участников биомаркер, позволяющий им эффективнее переваривать и расщеплять жирную пищу, не страдая от высоких уровней холестерина и заболеваний сердца. Тем же, у кого данного биомаркера нет, врачи смогут посоветовать внести необходимые изменения в образ жизни, которые позволят им избежать заболеваний сердечно-сосудистой системы, или же разработать новые способы лечения заболеваний на основе результатов исследования.

Ученые и ранее собирали информацию о биомаркерах, однако большая их часть была собрана у пациентов на последних стадиях различных заболеваний, что делает их малопригодными для диагностики заболеваний на начальных стадиях. При этом, как отметил коллега Конрада по исследованию, Санджив Гамбир (глава отделения радиологии в Стэнфордском университете), существует вероятность того, что биомаркеры, обнаруженные в ходе исследования, также могут оказаться непригодными для ранней диагностики заболеваний.

«Для нас это исследование – шаг в неизвестность», - признал Гамбир. По его словам, ученые пока знают очень мало о тонкостях работы человеческого организма, в особенности о взаимодействии ДНК, энзимов, протеинов и различных внешних факторов, таких как питание и образ жизни. Как отметил Гамбир, работа над исследованием и его результатами будет идти «осторожными шажками».

«Доктор Конрад понимает, что это не проект в сфере IT, который будет готов через два года. Было время, когда ученые то и дело объявляли о скорой победе над раком. Теперь мы научились больше не делать таких заявлений», – отметил Самбир.

Согласно заявлениям Google, вся собранная в ходе исследования информация будет полностью анонимной и не будет передаваться третьим лицам, в том числе страховым компаниям. За ходом исследования будут наблюдать сразу несколько комитетов, отвечающих за медицинские испытания с участием людей. На более поздних стадиях к ним подключатся крупнейшие медицинские университеты Дьюка и Стэнфорда. Как отметил Самбир, исследователи не позволят Google «делать с полученной информацией все, что им вздумается».

Baseline Study стал одним из самых амбициозных проектов Google X. Другими проектами подразделения являются самоуправляемые машины, очки Google Glass и запуск аэростатов для обеспечения удаленных районов интернетом. Исследование имеет какой-либо финансовой цели, однако, как отмечает Конрад, потенциально может значительно изменить как представления человека о медицине, так и всю сферу здравоохранения.

Кроме того, Baseline Study станет первым крупным проектом Google в сфере здравоохранения и медицинских услуг. Оборот данной отрасли, по прогнозам исследователей рынка Freedonia Group, к 2017г. достигнет $10,8 трлн.

Источник: РБК