Минкомсвязи защитит абонентов от SMS-мошенников и навязанных услуг
Минкомсвязи подготовило поправки в закон «О связи» — их принятие должно защитить права абонентов при получении контентных услуг. Операторы связи и специализированные контент-провайдеры смогут оказывать платные услуги только после получения однозначного согласия от абонента
Проблема недобросовестных сервисов в сотовой связи (через SMS, интернет-браузер смартфоны и т.д.) в последние годы очень актуальна. В 2012 году общий объем дополнительных услуг у мобильных операторов составил около 25 млрд рублей, из них почти 12 млрд рублей пришлось на платные услуги, на которые абонент не давал согласия, или откровенное мошенничество, говорит глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Согласно предложению Минкомсвязи, для оказания любой дополнительной платной услуги через сеть оператора потребуется получить однозначное согласие абонента на ее получение. Способ получения согласия должен позволять однозначно идентифицировать абонента (чтобы, например, ребенок не смог заказать платные услуги на большую сумму с телефона родителя). Если услугу предоставляет не сам оператор, а независимый контент-провайдер, потребуется два таких подтверждения. До получения согласия оператор должен предоставить абоненту информацию о тарифах и краткое содержание услуги.
Общественные слушания по законопроекту завершатся 16 июня 2013 года. Он должен вступить в силу 1 апреля 2014 года, планирует Минкомсвязи.
Законопроект необходим для того, чтобы все играли по единым правилам, уверены крупные игроки рынка.
— «ВымпелКом» выступает за то, чтобы услуги контент-провайдеров оказывались после активного волеизъявления абонента и полного информирования со стороны оператора, — заявила пресс-секретарь компании Анна Айбашева. — Сейчас для части контентных услуг, оказываемых с участием контент-провайдеров, этого не происходит.
По словам представителя компании, «ВымпелКом» уже внедрил информирование абонента при активации около 80% предоставляемых контент-провайдерами подписочных сервисов на коротких номерах. Это дало хорошие результаты — количество обращений абонентов по соответствующей теме в 2012 году снизилось более чем на 30%.
— Только абсолютная прозрачность рынка контент-услуг и полная информированность абонентов обеспечат дальнейшую популяризацию таких услуг и планомерное развитие рынка, — поддерживает коллегу пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова.
По ее словам, в МТС реализован принцип, который предложен в законопроекте: доступ к контентным сервисам компания предоставляет, только заручившись согласием абонента. В 2012 году МТС внедрила систему обязательного информирования абонентов о стоимости контент-подписок в момент заказа услуги и перевела все транзакции по оформлению таких подписок на собственный сайт.
В «МегаФоне» также сообщили, что выступают за принятие указанного законопроекта — он соответствует мировой практике работы сотовых операторов.
В конце апреля текущего года законопроект на аналогичную тему внесла в Госдуму группа депутатов во главе с зампредседателя Думы Сергеем Железняком. В депутатском проекте предлагается ввести для абонентов сотовой связи отдельный счет у оператора для оплаты дополнительных услуг. При этом основной счет будет защищен от мошеннических схем. Этот законопроект был раскритикован телекоммуникационным сообществом.
Источник: Известия