Американцы озабочены реформой мелкорозничной торговли в Москве
Принятая в 2011 году концепция развития мелкорозничной торговли в Москве предполагает установку на улицах города киосков нового формата без отдельно стоящих холодильников. Ее воплощение в жизнь может серьезно повлиять на продажи напитков Coca-Cola и PepsiCo
Опасаясь потерь, американцы предложили спроектировать
палатки со встроенным холодильным оборудованием. Город обещает утвердить
предложенный проект в течение нескольких месяцев, а с 2013 года перевести часть
торговли напитками в специальные автоматы.
В минувшую пятницу на заседании штаба по защите прав предпринимателей президент
Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс высказал озабоченность по
поводу планов московских властей убрать с улиц города холодильники,
подсоединенные к палаткам. По его словам, представители двух компаний,
производящих безалкогольные напитки, серьезно обеспокоены такими планами
чиновников. Скоро наступит теплое время года, но москвичи не смогут купить
холодные напитки на улицах, из-за чего мелкий и средний бизнес понесет
миллионные убытки, заявил г-н Сомерс.
Войну киоскам столичные власти объявили в ноябре 2010 года с
приходом в мэрию Сергея Собянина. Тогда новый мэр заявил, что «лицо московской
торговли должно быть цивилизованным» и потребовал привести его в надлежащее
состояние (см. РБК daily от 02.11.10). В прошлом году правительство Москвы
разработало и утвердило схему размещения нестационарных объектов мелкорозничной
торговли, которая насчитывает 9,5 тыс. киосков.
Рядом с новыми киосками нельзя будет располагать отдельно стоящие холодильные
установки для напитков и других пищевых продуктов, отмечает заместитель
руководителя департамента торговли и услуг города Москвы Никита Кузнецов. По
его словам, это является нарушением федерального закона о торговой
деятельности, согласно которому все торговое оборудование должно находиться
внутри торгового объекта. К лету текущего года столичные чиновники рассчитывают
избавиться от всех киосков с отдельно стоящими холодильниками.
На аукционах по размещению киосков нового формата
разыгрываются объекты без выносных холодильных установок, отмечает г-н
Кузнецов. По его словам, Москомархитектура утвердила соответствующие типовые
проекты киосков — без встраиваемых холодильников. В свою очередь компания
Coca-Cola Hellenic, которая занимается розливом безалкогольных напитков в
России, предложила подготовить типовые киоски со встроенными холодильниками,
рассказал РБК daily представитель компании. Эти типовые проекты должны быть
утверждены к лету текущего года Москомархитектурой, заверил г-н Кузнецов.
«Мы поддерживаем решение межведомственной комиссии по вопросам потребительского
рынка о возможности встраивать холодильники в новые торговые павильоны, но не
можем согласиться с введением полного запрета на размещение уличного
холодильного оборудования начиная с текущего года», — говорит представитель
Coca-Cola HBC Eurasia Евгения Могилева. Сегодня потребрынок Москвы серьезно
отстает от европейских норм обеспеченности торговыми помещениями, отмечает
вице-президент по корпоративным отношениям компании PepsiCo Сергей Глушков. «Мы
просим сделать переходный период, оставив два холодильника на один киоск до
момента выхода на какое-то приемлемое количество торговых площадей на одного
жителя Москвы, — говорит он. — Иначе мелкорозничная торговля может потерять до
80% своего оборота». К тому же крупнейшие игроки лишатся миллионов долларов,
вложенных в оборудование. По информации РБК daily, ежегодно в сезон Coca-Cola и
PepsiCo в общем счете инвестируют в холодильники около 6 млн евро.
Помимо производителей безалкогольных напитков под удар
попали мороженщики и пивовары. Представитель российского подразделения компании
Unilever, крупнейшего производителя мороженого в России («Инмарко»), Екатерина
Одинцова призывает столичные власти учитывать и интересы потребителя: «Если эта
инициатива воплотится в реальности, то производители, использующие каналы
мелкорозничной торговли, могут понести определенные убытки. Но в первую очередь
пострадает конечный покупатель, учитывая тот факт, что у россиян, для которых
мороженое является традиционным и искренне любимым лакомством, этот канал
является одним из самых популярных».
Участники рынка опасаются повторения истории полуторагодичной давности, когда
со сменой мэра в Москве новые власти решили убрать все киоски и холодильники с
улиц города. «В ходе той кампании мы потеряли не только оборудование, но и
товар, который в нем хранился», — рассказывает менеджер одной из компаний,
занимающихся производством и продажей напитков.
В 2013 году торговля напитками может перекочевать из киосков
в специальные вендинговые автоматы, в которых граждане будут обслуживать себя
самостоятельно. В настоящее время правительство Москвы готовит концепцию
развития вендинговой торговли в столице. Приступить к ее реализации чиновники
рассчитывают во второй половине 2012 года. На аукционах будут разыгрываться
площадки для размещения торговых аппаратов, объясняет г-н Кузнецов. Московский
рынок вендинговой торговли ждет светлое будущее, уверен чиновник. По его
словам, в российской столице сегодня работает 20 тыс. автоматов, тогда как в
Токио их число достигает 500 тыс., в Нью-Йорке — 200 тыс., а в Париже — 120
тыс.
Источник: РБК Daily