День шифровальщика. Подборка рекламных ребусов
Adindex.ru подготовил обзор коммуникационных обманок и заманух
День шифровальщика в России, кстати, сам основательно
зашифрован, потому что он не один: 13 ноября 1918 года было основано
«Шифровальное отделение Отчетно-организационного отдела Организационного
управления Всероссийского Главного штаба», а 5 мая 1921 года создана
Криптографическая служба ВЧК, и оба эти дня – профессиональные праздники
шифровальщиков.
Как замысловато сообщает Википедия, «криптогра́фия — это наука о методах
обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним)
и аутентичности (целостности и подлинности авторства, а также невозможности
отказа от авторства) информации.
В сущности, сегодня – общечеловеческий праздник, потому что тайнопись, разнообразные шифры, изощренные методы скрывания информации – неотъемлемая часть жизни каждого человека с детства до глубокой взрослости.
И реклама – благодатное поле для концептуальной криптографии, но, в силу определенной консервативности подходов к «пониманию», поле до сих пор даже не вспахано. Временами залетный ветер бросает в рекламный чернозем пару семечек, и что-то неведомое вырастает.
Рекламный ребус для наблюдательных
Осенью прошлого года нас всех настигла радостная весть о
том, что знаменитый Lurzer's ARCHIVE опубликовал в своем пятом номере работы
агентства BBDO Moscow «Посольство» и «Резиденция», созданные
для сети
салонов обуви «Терволина».
Это была уже вторая публикация BBDO Moscow в Lurzer's ARCHIVE: во втором номере
Lurzer's ARCHIVE за 2009 год отметились другие постеры для «Терволины»
“Неудобный мир” и “Незаметный мир”.
И если идентификация качественных и подробных «миров» не требует интеллектуальных усилий, то «Резиденция» и «Посольство» - воистину ребус. Можно посетовать на неприменимость подобной рекламы, можно порадоваться за агентство, показавшее уровень IQ, за смелость клиента и высокую оценку благотворного сотрудничества независимыми экспертами, но - как это часто случается с ребусами - название рекламируемого бренда в памяти не остается.
Ведь если не решишь загадку – картинка бесит, и бренд даже узнавать не хочется. Решишь загадку – доволен собой, и бренд уже не важен.
И, поскольку производство рекламных ребусов требует сложного сочетания особо благоприятных условий при непрогнозируемом результате, их в индустрии и не так много, как хотелось бы.
Резиденция
Посольство
Рекламные ребусы для специалистов
Такой билборд появился в Одессе, как пишут сами одесситы,
«на финише ежеутренней пробки» на одной из улиц.
После завлекалочки о пробках на билборде написан PHP-код, опознаваемый
программистами как родной язык. И этим языком компания-работо-и-рекламодатель
адресно сообщает, какой именно сотрудник ей необходим, и какие к нему
предъявляются требования.
Одесситы пошли по пути, проторенному Google Inc. в далеком 2004 году. Тогда на
хайвее 101 в Калифорнии появился билборд с
математической формулой. На щите было написано: {first 10
digit prime in consecutive digits of e}.com / {первое 10-значное простое
число, найденное в последовательности разрядов e}.com.
Для решения загадки надо было составить программу для ввода
значения константы е и проверять 10-значные последовательности на наличие
делителей. Заинтригованные энтузиасты приходили к правильному решению – числу
7427466391, попадали на сайт 7427466391.com и на второй уровень
интеллектуальной игры работодателя со своими потенциальными сотрудниками.
В новом задании доморощенные гении отсылались на сайт
www.linux.com, там требовалось ввести логин
Bobsyouruncle, а пароль необходимо было вычислить:
f(1)= 7182818284
f(2)= 8182845904
f(3)= 8747135266
f(4)= 7427466391
f(5)= __________»
Установив пароль, соискатель находил адрес следующего сайта, и переходил на
следующий уровень игры. Таким простым и верным способом Google искал активных и
увлекающихся сотрудников, которые, вероятно, внесли свою лепту в могущество
бренда.
Рекламные ребусы для ФАС
Они примитивны и неинтересны. Чаще всего это скрытая реклама алкоголя. Например, липецкая ФАС (Федеральная антимонопольная служба) поймала на обмане компанию «ЭФ-СИ», которая разместила на рекламных щитах текст: «Разгуляй». Веселое слово России. Сборник застольных баек и анекдотов в исполнении Шуры Каретного», в котором «слово «Разгуляй» написано тем же шрифтом, что и на этикетке водки «Разгуляй», производимой филиалом «Липецкспиртпром» ОПП Липецкий водочный завод «АМТ» ФГУП «Росспиртпром». Элементы изобразительного и графического оформления наружной рекламы также совпадают с аналогичными элементами водки «Разгуляй».
Таких «зашифрованных» историй тысячи, но дешифровщики УФАС России всегда начеку.
Рекламные ребусы для развлечения
DDB Brasil зашифровало эксклюзивность бразильского же пива
Bohemia Confraria. УТП этого пива – в лимитированном производстве, и агентство
решило сделать очередную рекламу напитка в местном журнале Veja
загадочной-презагадочной.
Рекламный текст на странице журнала можно было прочесть только напросвет, при
обычном освещении надпись представала в виде таинственных букв неведомого
алфавита: "Bohemia Confraria вернулась. Вы еще раз можете оценить лучшее
бразильское аббатское пиво, но лучше держать это в тайне. В конце концов, это —
ограниченный выпуск".
Guinness, который тоже любит поиграть с потребителем, придумал шифровать свой слоган в белом декоре черной подставки под стакан. Вернее, это придумало агентство Abbott Mead Vickers BBDO (Великобритания) для Guinness, и слоган, который зашифрован на картонке – тоже Guinness: печальна судьба креативных агентств, ну ничего – себе, все – людям.
Люди же, ожидающие пива, могли прочесть классическое увещевание бренда «Good things come to those who wait» только в отражении на стакане, уже наполненном темным напитком.
Хулиганский рекламный ребусик
Кстати о «Ничего – себе. Все – людям». Приснопамятная
компания «Евросеть» в золотую свою пору нахулиганила немало, и одной из ее
«фишек» было всячески «запикивать» нецензурную лексику в собственной
рекламе.
«Ни … себе, все – людям!» - это их креатив для наружной рекламы, которой
ФАС была очень недовольна в 2006 году. «Евросеть – цены просто о...ть», «Если
скажут, где-то есть дешевле, не надо мне пи...ть. Моя любимая цена – только
'Евросеть'" - не зашифрованные тексты, а просто рифмы, но такие примитивные
рифмы ФАС тоже не нравились.
Разные рекламные фокусы
Интеллектуальная агрессивность рекламы кваса «Никола», который «НеКола», достигла апогея в 2008 году. Постер, предназначенный для размещения в метро, интриговал и зомбировал не верящих своим глазам пассажиров, потому что начальные буквы абзацев длинного текста образовывали буквосочетание "к о л у в г о п у".
Еще одна зашифрованная реклама взбудоражила не так давно всю Украину. На улицах страны появились безымянные билборды с текстами «Они разговаривают, она – работает», «Они обещают, она – работает», «Они блокируют, она – работает», и т.д.
Таким образом кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко обращала внимание народа на свое главное качество.
Между строк
В этом тексте зашифровано послание всему человечеству отметить этот дивный праздник – День шифровальщика. После суетного рабочего дня, в котором было создано столько новых шифров – для начальника, для коллег, клиентов, родных и друзей, нужно просто побыть самим собой – профессиональным шифровальщиком со стажем, равняющимся возрасту. А если все же День шифровальщика для вас не повод расслабиться, то вот – другие поводы, на все вкусы:
Сегодня -
День водолаза
Международный день борьбы за права инвалидов
День печати в Беларуси
День Конституции Кыргызской Республики
День детей в Южной Корее
День детей в Японии
День освобождения Нидерландов
Синко де Майо - День победы при Пуэбло
День коронации в Таиланде
День ареста петрашевца Ф. М. Достоевского, чудом избежавшего расстрела
День появления духов «Шанель»
День рождения Карла Маркса
Ну если и это – не поводы выпить, то значит, рабочий день
еще не окончился. Подождем.