«Первый канал» пришел в ужас от «Охта центра»
Телеканал рассказал зрителям, как им придется «долго и мучительно» убирать башню «Газпрома» с фотографий Санкт-Петербурга.
10-минутный сюжет под названием «Сорвало башню» показали в программе «Воскресное время», которая не столько сообщает новости, сколько анализирует их. Ведущий, представляя сюжет, отметил, что «дело, конечно, не только в высоте, с которой некоторым хочется смотреть на город на Неве». «Это, вообще, такой большой градостроительный стиль последнего времени – скрещивание Венеции с Сингапуром. Мол, подремонтируем Венецию на зависть Сингапуру», – объяснил он.
Автор сюжета начинает рассказ с того, что 403-метровая стеклянная башня «Охта центра» «превращает в игрушку когда-то величественный Смольный собор на другом берегу». Это утверждение подкрепляется комментариями эксперта Международного совета по охране памятников Тодора Крестева, директора Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО Франческо Бондарина и вице-президента Всемирного фонда охраны памятников Джона Стабса. Комитет Бондарина по заключению Крестева сейчас готовится исключить Санкт-Петербурга из списка объектов культурного наследия, если башню таки начнут строить.
Корреспондент «Первого канала» вспоминает о скандале, который разгорелся еще во время конкурсе на архитектурное решение делового центра «Газпрома». Тогда жюри покинули трое известных архитекторов, в том числе Норман Фостер, который сам построил немало чересчур бросающихся в глаза зданий. «Но видимо, у всего есть свои пределы», – предполагает автор сюжета.
Далее он прогуливается по Санкт-Петербургу и зрителю предлагается «заранее ужаснуться» с помощью компьютерного моделирования, как башня «Охта центра» будет менять привычные виды города. «Когда построят “Охта-центр”, с фотографий его придется долго и мучительно убирать», – констатирует репортер.
Сюжет включает мнения еще целого ряда противников строительства, в том числе актера Олега Басилашвили и женщины, которая, может быть, будет видеть башню из окна квартиры. Археолог из Эрмитажа Олег Иоаннисян (которого, в сюжете, правда, окрестили «Михаилом Ионесяном») возмущается, что стройку хотят вести, несмотря на то, что на ее месте нашли остатки древних крепостей.
Вспоминая бульдозерную выставку
В конце прошлой недели в одном из блогов «Живого журнала» появилась информация, что 8 октября ночью строители сознательно повредили "бульдозерами" часть древних крепостных рвов, обнаруженных археологами. Последние не стали публично заявлять о происшествии, а сообщили о нем в Росохранкультуры. Комиссия ведомства сейчас изучает обстоятельства инцидента. Представитель «Охта центра» заявил, что экскаватор случайно задел ковшом укрепление, склоняется к этому мнению и Олег Иоаннисян.
Новые претензии Росохранкультуры
Ближе к концу сюжета цитируется мнение министра культуры Александра Авдеева, который выступил 8 октября против башни «Охта центра». Напомним, он отправил прокурору Санкт-Петербурга заключение Росохранкультуры о том, что власти города с нарушениями разрешили строителям построить такое высокое здание. Теперь выясняется, что у входящего в Минкульт Росохранкультуры есть вопросы не только к разрешению отклониться от высотного регламента, но и к самому регламенту.
«Установлена высотность 48 метров по фронту и 100 метров внутриквартально. Эти цифры – мы не знаем, откуда они взялись. Эти цифры нами не согласовывались, и соответственно, мы не считаем их легитимными, потому что они нарушают законодательство РФ об охране памятников, предполагающее согласование подобных режимов с Росохранкультуры», – говорит в сюжете глава ведомства Александр Кибовский.
Хоть позицию Минкульта «Первый канал» и упоминает одной из последних, но именно вмешательство Авдеева в конце позапрошлой недели позволило предположить, что федеральная власть, возможно, не поддерживает строительство башни «Газпрома». Собственно, негативный характер сюжета – это еще одно тому подтверждение, ведь «Первый канал» на 51% принадлежит государству, и по его сюжетам обычно судят о позиции власти по тому или иному вопросу.
Синхронное телевидение
Буквально за два часа до «Воскресного времени», где раскритиковали «Охту центр», на канале НТВ в итоговой программе «Сегодня» вышел сюжет на аналогичную тему, только со знаком плюс. Впрочем, появление этого сюжета можно было спрогнозировать, ведь НТВ входит в подконтрольный «Газпрому» холдинг «Газпром-Медиа». Интересна лишь единовременность появления обоих сюжетов в эфире.
На НТВ свой рассказ об «Охта центре» назвали «Архитектурный надрыв». «То, что происходит в Северной столице, в известной степени показательно для всей России: с одной стороны – защитники так называемого исторического облика города, с другой – сторонники права города на развитие, ведь Рим, Париж, Лондон, по их словам, все это уже проходили», – так представил ведущий этот сюжет.
Автор сюжета первым делом побил один из главных козырей противников, заметив, что древние крепости на месте строительства даже не нашли бы, если б не «Охта центр». Начальник Управления координации ОАО «Охта» Пётр Лучин не считает памятники препятствием для стройки: «Ниеншанц разрушил мой тезка Петр [Первый]. Что ж нам — восстанавливать памятник, разрушенный нашим предком?».
«Будущие офисы «Газпрома» и других компаний будут приносить городу доход и содержать дворцы веков минувших», – говорит корреспондент НТВ. Его мысль продолжает замглавы «Охта центра» Владимир Гронский: «Мы, я убежден в этом абсолютно, не можем продолжать жить в XXI веке на уровне карниза Зимнего дворца».
Новая жизнь – унылому району
Противников проекта репортер НТВ тоже, кстати, опросил, – историка архитектуры Михаила Мильчика, одного из «Митьков» Дмитрия Шагина, одного из представителей движения «Живой город». Этим непубличным людям оппонирует тяжелая артиллерия в составе журналиста Александра Невзорова, ректора РГГМУ Льва Карлина, режиссера Владимира Бортко и самой Валентины Матвиенко. Губернатор города лично дала комментарий НТВ, причем, видимо была не против, что идет не первой в череде спикеров, и ей отведено столько же времени, сколько и остальным.
Автор сюжета наглядно рассказывает, какой унылый Красногвардейский район, где собираются строить деловой центр «Газпрома», и что с этим согласны даже противники проекта. Он указывает на то, что из него видны совсем другие городские доминанты – заводские трубы.
Жители района «устали жить в этой серости, где-то на обочине блистательного Петербурга», – подтверждает Валентина Матвиенко. С появлением «Охта центра» их ждет «изменение инженерной инфраструктуры», «изменение дорожной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры», «мощный толчок развития этого района». Общегородские блага, по словам губернатора: «огромные инвестиции в экономику города, это рабочие места для строителей, для проектировщиков, для производителей строительных материалов, это новые рабочие места для молодежи».
«Город-музей или город живой? Можно ли пятимиллионный мегаполис законсервировать, словно маленькую туристическую Венецию?», – задается вопросом автор сюжета. Ему отвечает Александр Невзоров: «Любой город как живое существо, конечно, перетопчет всякую оппозицию, не потому что он ее не любит, а просто потому, что ему необходимо жить и расти».
Признак неформальных консультаций
Критическая позиция «Первого канала» по отношению к «Охта центру» еще не означает поражения его сторонников, считает политолог, замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
«Конечно, у нас если что-то показывают по центральному телевидению, это всегда имеет значение и вряд ли происходит просто так. Наверное, это некий сигнал – отчасти и руководству Санкт-Петербурга, отчасти и «Газпрому», может быть. Но ведь сигнал не первый, до этого был целый ряд высказывания министра культуры, а он как человек с богатым дипломатическим прошлым вряд ли будет говорить что-то просто так», – отмечает политолог.
Бадовский полагает, что на фоне ярко выраженного общественного мнения и заявлений от ЮНЕСКО сюжет «Первого канала» говорит о неопределенности будущего «Охта центра».
«Выступление министра культуры и такой репортаж призваны показать, что с политической точки зрения вопрос сейчас находится в несколько подвешенном состоянии. Что будет дальше пока четко сказать нельзя, но неформальные консультации вокруг этой проблемы явно активизировались», – считает политолог.
Источник: Gzt.ru