Художники возвращаются
Главным достижением нынешней Московской биеннале, безусловно, стал выбор авторитетного куратора. Жан-Юбер Мартен — экс-директор парижского Центра Помпиду, куратор Национальных музеев Франции, автор грандиозных выставок, менявших художественное мировоззрение. Это и «Маги земли», с которой в 90−х на Западе началось увлечение этническим искусством, и, конечно же, эпохальная «Москва—Париж». Благодаря ей в начале 80−х советское искусство было вписано в мировой контекст.
Цель III Московской биеннале Жан-Юбер Мартен видит в том, чтобы представить «своеобразный обзор, панораму того, что происходит в современном искусстве во всем мире, во всем многообразии форм». Для чистоты эксперимента, полагает он, следует отказаться от тематического принципа, «когда художники вынуждены действовать не по велению души, а для того чтобы угодить кураторам». Настало время вернуться к самим художникам, считает Мартен. Название «Против исключения» подразумевает предоставление полной эстетической и мировоззренческой свободы высказывания.
«Раньше считалось, — убежден куратор, — чтобы полюбить одно, нужно исключить другое: те, кто любит древность, не должны понимать современное искусство, а приверженцы классики не могут принять авангард. Мы считаем, что сейчас развитие идет в другом направлении. В наше время глобализации палитра художественной жизни, которая воспринимается обществом, стала значительно шире».
Вот почему на Московскую биеннале приглашены не только художники из разных стран, разных поколений, мыслящие в разных направлениях, но и те, кто вообще работает вне всякого контекста. По мнению Мартена, при отказе от сложившихся стереотипов творчество австралийских или африканских аборигенов может быть вполне органично вписано в современное искусство. «Оценивать любую работу мы будем на основании степени творчества, которая присутствует в ней», — обещает куратор. Свое согласие на сотрудничество в рамках биеннале дали СААС (Коллекция современного африканского искусства) и MONA (Музей древнего и нового искусства Австралии).
Дорогие гости
Ознакомиться же с работами всемирно известных художников можно будет в рамках программы «Специальные гости биеннале». Ожидаются персональные выставки израильского художника Михаила Гробмана, в прошлом одного из центральных персонажей московского неофициального искусства; остроумного француза Бертрана Лавье; социально-озабоченной группы из Нидерландов «Мастерская ван Лисхаут»; фотографа Владимира Сычева, ставшего в свое время летописцем нонконформистского искусства; инсталляции Владимира Тарасова; яркого представителя фигуративного искусства Люка Тюйманса из Бельгии; а также работы самого «западного» российского художника Ольги Чернышевой.
Грандиозной инсталляцией обещает поразить британский скульптор Энтони Гормли, знаменитый исследователь человеческого тела. В рамках биеннале он повторит исключительно эффектный проект — «Горизонт событий». Несколько десятков фигур, слепков с тела художника, будут размещены на крышах важных московских зданий в районе Театральной площади. Таким образом Гормли не только буквально преобразит собой городской ландшафт, но и должен изменить привычные представления о Москве. По крайней мере, именно так произошло с Лондоном, где в 2007 году скульптор впервые осуществил аналогичный замысел.
Голые в городе
Одно из самых громких событий грядущей Биеннале — фотопроект известного американского художника Спенсера Туника под названием Moscow Individualist — тоже о том, как человеческое тело может преобразовать пространство. Буквально вчера ни свет ни заря он вывел на пустынные московские улицы десять абсолютно голых горожан, которые согласились поучаствовать в проекте. Так же он делал и на улицах других мегаполисов. Совершенно не ради того, чтобы шокировать власти (кстати, Туник отметил, что московская милиция довольно быстро смирилась с тем, что он занимается серьезным делом, а не порнографией; в Нью-Йорке, например, за такую «свободу творчества» можно провести день в тюрьме), а ради того, чтобы проследить связь между индивидуумом и анонимным пространством мегаполиса.
«Появление обнаженного тела в общественном месте — это некий уникальный визуальный язык. Иногда мне кажется, — рассказывает художник, — что обнаженное тело в пространстве выглядит очень одиноким. Или так, словно человек стоит на перепутье между прошлым и будущим. Вчера, например, я сделал портрет голого молодого человека перед парламентом. Может быть, он — молодой политик, который наконец-то сбежал со скучного совещания и теперь таким образом стремится прийти к другой жизни. Этот образ может вызывать много разных интерпретаций. И я хотел бы уловить их все».