«Информационная жвачка» и «источник проблем с плагиатом» — как медиа встретили функцию пересказа текстов от YandexGPT
В «Яндекс Браузере» появилась возможность читать нейросетевые выжимки длинных текстов. Как нововведение скажется на потреблении новостного контента и доходах от баннерной рекламы и что об этом думают медиа
«Яндекс» запустил функцию нейросетевого пересказа статей в своем браузере. Об этом говорится в поступившем в AdIndex сообщении.
Для активации функции требуется перейти на страницу статьи и нажать на кнопку «Пересказать кратко». После этого искусственный интеллект (ИИ) YandexGPT (YaLM 2.0) сократит текст в формат коротких тезисов, которые отображаются в интерфейсе браузера рядом с верхней строкой, ссылку на них можно отправить другим людям. Функция впервые появилась 27 июня на сервисе 300.ya.ru.
Сейчас YandexGPT способен выделять тезисы только в текстах до 30 тыс. знаков. Для полного прочтения материала такого объема обычно требуется 15–17 минут, сообщили в пресс-службе. «Скоро мы научим YandexGPT обобщать в виде тезисов тексты длиннее 30 тыс. знаков и работать с документами в формате pdf и docx», — говорит руководитель проектного офиса разработки «Яндекс Браузера» Илья Шибанов.
Получившейся выжимкой текста пользователи смогут делиться друг с другом. Вести эта ссылка будет не на сайт с оригинальной статьей, а на отдельный ресурс «Яндекса». Например, краткую выжимку этой новости уже можно прочитать на отдельной странице 300.ya.ru, откуда человек, получивший ссылку, сможет перейти уже на сайт издателя.
Посещаемость «Яндекс Браузера» с 5 по 11 июня 2023 г. составила 1,4 млрд визитов со всех устройств, согласно данным «Яндекс Радар». Браузер находится на втором месте после Google Chrome с результатом 1,9 млрд посещений. У «Яндекс Браузер» более 410 млн визитов на десктопе и 971,6 млн на мобильных устройствах.
Пока нейросетевой пересказ доступен только в «Яндекс Браузере» для компьютеров с ОС Windows, macOS, Linux и смартфонов iOS, Android. Чтобы кнопка суммаризации появилась, необходимо обновить приложение, после этого перезапустить браузер, говорят в пресс-службе компании.
Как нововведение «Яндекса» оценили медиа
Введение нейросетевого пересказа может негативно сказаться на доходах медиа от баннерной рекламы, что не станет плюсом для «Яндекса», зарабатывающего на своей рекламной сети, считает издатель «Лайфхакера» Алексей Пономарь. «С точки зрения пользователя все тоже не так однозначно — если отбросить нейросетевой хайп, хотя выжимка у YanGPT получается качественная, ряд важных нюансов из текста все же теряется. Да, может стать популярным для чтения новостей и текстов типа простых инструкций — хотя медиа и сами давно уже максимально сокращают свой контент в соответствии с современными паттернами потребления, но вряд ли это будет полезно на больших форматах», — добавил Пономарь.
В полезности новой функции сомневается и директор по развитию бизнеса «Шкулев Медиа Холдинг» Анатолий Рожков: «“Короткие форматы” в целом более востребованы, чем длинные расследования, обзоры, интервью, поэтому поиск тем, которые заставят читателя остановиться взглядом и прочитать материал целиком, — вызов, над которым мы бьемся ежедневно. Думаю, что подобный инструмент не будет полезен ни читателю, ни издателю. Он только усложнит потребление длинных материалов и упростит смыслы до состояния информационной жвачки, в которой читатель не будет обогащен информацией, а будет номинально с ней ознакомлен — примерно как в знаменитых “школьных произведениях в кратком изложении”, некогда популярных».
«Краткий пересказ текстов нейросетью —это отличное начинание! Тем более в наш век, когда борьба идет и за внимание, и за время читателя, а дочитываемость даже такого короткого жанра, как новости, невелика. Однако в случае с новостями очень важны нюансы: кто именно это сказал, мнение ли это или факт, где история, а где бэкграунд. К сожалению, при пересказе эти важнейшие для понимания вещи пока теряются, что может привести к чудовищному искажению сути сообщения. А переход на сайт "Яндекса" при клике на "поделиться пересказом" также не добавит популярности этого инструмента среди издателей. В связи с этим у меня вопрос: может ли создатель контента запретить подобные пересказы?» — говорит главный редактор службы интернет-проектов «Интерфакса» Алексей Гапеев.
Пересказ от нейросетей также может породить проблемы с оригинальностью контента, полагает цифровой директор Forbes Денис Арланцев: «С одной стороны, это упростит процесс создания постов для соцсетей, анонсов к статьям и так далее, станет полезным инструментом для пересмотра и редактирования существующего контента. Но с другой — очевидно, это станет источником проблем с плагиатом и оригинальностью контента».
Функция может облегчить восприятие текста для читателей, но открытым остается вопрос метрик самих сайтов, говорит редакционный директор «Вокруг света», Maxim, Psychologies, «Доктор Питер», Parents.ru. Александр Акулиничев: «Любой инструмент, связанный с искусственным интеллектом, в конечном счете облегчает жизнь пользователям, и помогает быстрее считывать смысл. Предположу, что для пользователя такой пересказ может быть удобной функцией, но как это скажется на метриках сайтов — большой вопрос. Посмотрим, через какое-то время мы обязательно замерим, как изменилось потребление наших текстов в контексте релиза».
Денис Арланцев также добавил, что с точки зрения потребителя выжимка от YandexGPT будет особенно полезной для людей с проблемами зрения и тех, кто работает с большими объемами информации. «Вероятнее всего, это приведет к увеличению количества потребляемого контента из-за отсутствия необходимости читать материалы полностью, а также к изменению восприятия и оценки новостей читателями, поскольку они будут больше полагаться на машинный анализ и пересказ, а не на свое собственное понимание и восприятие. Это закономерно вызывает опасения в вопросе качества и точности пересказа, а также об открывающихся возможностях манипуляции информацией», — заключил он.
«Мы даем читателю удобный инструмент, чтобы он мог быстро познакомиться с основными тезисами материала, и решить, хочет ли он прочитать статью полностью. Благодаря краткому пересказу пользователи смогут проводить больше времени на хороших авторских материалах и меньше времени тратить на некачественные “кликбейтные” статьи», – сообщила пресс-служба «Яндекс Браузера».