ZenithOptimedia: российская цифровая реклама вырастет вдвое к 2016 году
Международная коммуникационная сеть ZenithOptimedia опубликовала второй выпуск прогноза по развитию новых медиа на 32-х крупнейших digital-рынках мира, в число которых входит и Россия
Группа проанализировала степень развития цифровых медиа в каждой из исследуемых стран, медиапотребление каждого из каналов, динамику их проникновения и дала прогноз развития digital на ближайшие годы.
- Россия входит в топ-10 мировых держав по инвестициям в цифровую рекламу
- К 2016 году рекламные инвестиции в digital-медиа удвоятся по сравнению с 2012 годом
- Более 92% населения России выходят в интернет с домашнего компьютера
- Россияне проводят по 58 минут в день в социальных медиа
- Основным новостным источником продолжает оставаться телевидение
Россия находится на 10 месте крупнейших держав мира по абсолютным показателям - размеру рекламных инвестиций в цифровые медиа. Однако по их доле в общем медиамиксе российский рынок пока отстает от других стран.
Крупнейшие digital-рынки в 2012 году
|
По величине инвестиций в digital |
По доле в общих инвестициях по всем медиа |
1 |
США |
Великобритания |
2 |
Япония |
Дания |
3 |
Великобритания |
Швеция |
4 |
Китай |
Норвегия |
5 |
Германия |
Южная Корея |
6 |
Южная Корея |
Нидерланды |
7 |
Австралия |
Канада |
8 |
Канада |
Австралия |
9 |
Франция |
Чехия |
10 |
Россия |
Ирландия |
11 |
Нидерланды |
Франция |
12 |
Испания |
Япония |
13 |
Италия |
Германия |
14 |
Швеция |
Израиль |
15 |
Бразилия |
Тайвань |
Источник: ZenithOptimedia
По данным TNS Russia, на конец 2012 года, в 92,6% случаев россияне в возрасте 12 лет и старше выходили в интернет из дома, и лишь в 23,1% случаев – с работы. В Москве доля выходов в интернет с рабочего места больше и составляет 33%. В обоих случаях, 71% всех выходов в интернет осуществлялись с использованием широкополосного доступа.
Россия: точки выхода в интернет в течение месяца (аудитория 12+)
|
Россия |
Москва |
Санкт-Петербург |
|||
% от общего числа |
% трудоустроенных интернет-пользователей |
% от общего числа |
% трудоустроенных интернет-пользователей |
% от общего числа |
% трудоустроенных интернет-пользователей |
|
Дома |
92,6 |
90,3 |
93,3 |
91,3 |
93,2 |
90,7 |
На работе |
23,1 |
36,6 |
33,0 |
50,0 |
25,0 |
41,3 |
В институте /школе |
6,9 |
2,9 |
6,3 |
3,4 |
8,1 |
3,5 |
Интернет-кафе |
3,2 |
2,9 |
2,9 |
3,3 |
4,5 |
3,5 |
Из чьего-то дома |
8,7 |
7,9 |
7,8 |
8,0 |
9,9 |
10,1 |
Другое |
5,4 |
5,2 |
6,8 |
7,3 |
6,6 |
5,9 |
Источник: TNS Россия, Est. Survey for WebIndex (дек’2012); Россия, 100тыс.+; аудитория 12+
В России социальные сети являются самой популярной онлайн-активностью по среднему количеству проведенного в них времени. Российские интернет-пользователи в среднем тратят 58 минут в день на общение в соцсетях. На втором месте по популярности – онлайн-видео (17 минут в день), на третьем – знакомства (9 минут).
Крупнейшей поисковой платформой является Яндекс, обрабатывающий более 60% поисковых запросов. На долю Google приходится порядка 40%. Более 87% пользователей интернета в России пользуются поиском ежедневно.
Россия: среднесуточное время, потраченное на различные online-активности (мин.)
Социальные сети |
58 |
Видео |
17 |
Знакомства |
9 |
Почта |
6 |
Каталоги |
6 |
Интернет-магазины |
6 |
Музыка |
6 |
Авто |
6 |
Корпоративные ресурсы |
5 |
Работа |
5 |
Спорт |
5 |
Новости |
4 |
Словари, образование |
4 |
Блоги |
4 |
Торренты |
4 |
Здоровье и дети |
4 |
Игры |
4 |
Финансы |
4 |
Скидки |
4 |
Источник: TNS Россия
Телевидение остается основным новостным источником для большинства населения. Однако в последние три года его доля немного снижается, а доля интернета, как информационного канала, растет.
Россия: процент населения, использующих различные медиа для доступа к новостям (%)
Медиа |
Январь 2013 |
Январь 2012 |
Сентябрь 2011 |
ТВ |
89 |
90 |
92 |
Пресса |
26 |
24 |
28 |
Интернет |
26 |
22 |
21 |
Друзья, знакомые |
21 |
29 |
14 |
Радио |
18 |
19 |
--- |
Источник: ФОМ, 18+
«ВКонтакте» – самая популярная социальная сеть в России. Ее дневной охват составляет 26,3%. На втором месте Одноклассники с 18% охватом. Facebook заметно отстает от российских собратьев. Его дневной охват составляет 3,7%. В топ-5 также входят Fotostrana.ru (2,6%) и Livejournal.com (2,5%).
Россия: топ-20 веб-проектов
Сайт |
Количество уникальных посетителей в неделю (тыс) |
Mail.ru |
42 159 |
Yandex |
42 140 |
Vk.com |
37 541 |
Odnoklassniki.ru |
28 487 |
Google (.ru+.com) |
27 560 |
YouTube.com |
20 883 |
Wikipedia.org |
15 556 |
Facebook.com |
13 492 |
Rambler |
11 468 |
Avito.ru |
9 164 |
Livejournal.com |
8 497 |
Gismeteo.ru |
8 154 |
Fotostrana.ru |
6 036 |
Kinopoisk.ru |
5 833 |
Blogspot.com |
5 440 |
Slando.ru |
5 430 |
Liveinternet.ru |
5 131 |
Rutracker.org |
5 014 |
Rbc.ru |
4 843 |
Twitter.com |
4 428 |
Источник: TNS Gallup, дек. 2012; Россия, возраст 12-54
Российский рынок онлайн-ритейла успешно развивается. Его размер вырос с 250 млрд рублей в 2011 году до 360 млрд в 2012. Количество онлайн-магазинов выросло с 25 тыс. до 32,5 тыс. На данный момент доля онлайн-шоппинга относительно общего рынка ритейла сравнительно мала и составляет около 3%. Самыми популярными категориями товаров, которые чаще всего покупают online, являются электроника и одежда/обувь. Дальнейшее развитие рынка будет стимулировать проникновение мобильного интернета и увеличение количества покупок, совершаемых с мобильных устройств.
Количество пользователей, выходящих в интернет с помощью мобильного телефона
Источник: TNS
По итогам года размер инвестиций в цифровую рекламу вырастет на 30% относительно показателей 2012 года, прогнозирует ZenithOptimedia. Самыми динамично развивающимися форматами цифровой рекламы являются Paid search, SEO, RTB, и реклама в социальных сетях. Лиды и affiliates растут менее динамично, из-за проблем с качественным траффиком и отсутствием необходимых инструментов для анализа их эффективности.
По цене за клик (CPC) лидируют финансовая, туристическая реклама и недвижимость.
Для сектора FMCG важна имиджевая реклама и поэтому рекламодатели этого сектора сильно ориентированы на видеоформаты. Доля цифровой рекламы в их медиамиксе колеблется от 3% до 15%. В отличие от FMCG,автомобильная категория, которая также уделяет особое внимание имиджевой рекламе, инвестирует в среднем от 20% до 40% своих рекламных бюджетов в цифровые медиа.
Также высокая доля цифровой рекламы в медиамиксе – у банков и финансовых услуг, электроники и online-ритейлеров, которые в большей степени ориентированы на performance-размещения.
Россия: доля поисковых запросов, совершенных с того или иного устройства (%)
Устройства |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
компьютер |
96 |
88 |
78 |
73 |
67 |
61 |
52 |
планшет |
0,3 |
2,5 |
5,5 |
8 |
10 |
13 |
16 |
смартфон |
3 |
7 |
13,3 |
17 |
21 |
24 |
30 |
другие |
0,7 |
2,5 |
3,2 |
1,9 |
2 |
2 |
2 |
Источник: Google/Performics
Россия: прогнозы развития новых медиа
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество интернет-пользователей (тыс.) |
59 700 |
61 472 |
62 886 |
64 206 |
65 362 |
66 669 |
68 003 |
Домохозяйства с интернет-связью (%) |
50,3 |
57,1 |
62,8 |
67,8 |
71,8 |
74,8 |
76,3
|
Средняя месячная стоимость доступа в интернет (руб.) |
665 |
700 |
749 |
794 |
842 |
892 |
928
|
Домохозяйства с IPTV (%) |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
Проникновение смартфонов (%) |
10,5 |
16 |
20,2 |
23,8 |
27,6 |
30,1 |
32,9
|
Проникновение планшетов (%) |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
Инвестиции в online-рекламу ($ млн) |
944 |
1 479 |
2 017 |
2 647 |
3 459 |
4 015 |
4 388 |
- в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
Search |
555 |
902 |
1 167 |
1 548 |
2 045 |
2 388 |
2 627 |
Display |
357 |
521 |
754 |
949 |
1 201 |
1 344 |
1 411 |
Mobile |
12 |
20 |
37 |
55 |
78 |
105 |
137 |
Video |
20 |
36 |
60 |
95 |
135 |
178 |
214 |
Источник: TNS Gallup Russia, iKS-consulting, ZenithOptimedia