18 Июня 2013 | 08:35

ФАС: Доля "Видео Интернешнл" на рынке вписалась в рамки закона

Совокупная доля восьми федеральных телеканалов, в эфире которых группа "Видео Интернешнл" (ВИ) продает рекламу, по итогам 2011-2012 годов составила 38,43%, но доля самого продавца меньше допустимых законом 35%, утверждает ФАС

Картинка ФАС: Доля "Видео Интернешнл" на рынке вписалась в рамки закона

Вчера ФАС опубликовала сведения о долях федеральных каналов "в сфере распространения телерекламы" за 2011-2012 годы. На основании этих данных можно оценить доли на рынке основных продавцов рекламы. Их российское законодательство регулирует с января 2011 года по итогам принятого еще в декабре 2009-го закона "О внесении изменений в ст. 11, 33, 36 ФЗ "О рекламе"". Направленные в первую очередь против ВИ поправки тогда ограничили долю любого продавца 35% от привлеченных на федеральные телеканалы бюджетов за два предыдущих года.

Закон дал вещателям год, чтобы привести свои договоры с контрагентами в соответствие с новыми требованиями. В 2010-м ВИ обслуживала 13 телеканалов — и ее доля явно превышала 70%. Тогда всю группу выкупили структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука. После смены собственников, обеспечившей группе политическую поддержку, ограничения стали уже неактуальными, но переписывать законодательство никто не стал. Просто с января 2011 года ВИ сохранила обслуживание восьми вещателей (сейчас это "Первый канал", РЕН ТВ, "Пятый", ТВ-3, "Пятница", 2х2, "Ю" и Disney), а еще пяти (СТС, "Домашний", "Перец", "Россия 1" и "Россия 2") стала оказывать так называемые консультационные услуги. Вознаграждение за них оказалось почти равным комиссии за полноценный сервис.

Единственной неприятностью для ВИ и ФАС стал тот факт, что доля восьми клиентов группы все равно превысила 35%. Дело в том, что по закону доля продавцов телерекламы рассчитывается отдельно при национальном размещении (когда во всех городах вещания выходит один и тот же ролик) и региональном (когда в каждом городе выходит свой ролик). По итогам 2009-2010 годов, подсчитала ФАС, общая доля восьми клиентов ВИ при национальном размещении равнялась 36,04%, по итогам 2010-2011 годов — и вовсе 38,4%.

Превышение продавцом доли 35% еще не означает, что телеканалы должны прекратить с ним сотрудничество, просто они не могут заключить новый договор. Но в 2012 году контракты с ВИ продлили входящие в холдинг "ПрофМедиа" ТВ-3, MTV (сейчас "Пятница") и 2x2, а также принадлежащие ЮТВ "Муз ТВ" (сейчас "Ю") и Disney. Участники рынка тогда уверяли "Ъ", что ФАС не осмелится выдать каналам предписание расторгнуть уже перезаключенные договоры.

Так и произошло. В ноябре замглавы службы Андрей Кашеваров практически дословно повторил аргументы, которые ранее озвучил гендиректор ВИ Сергей Васильев: некорректно оценивать по итогам 2010-2011 годов долю ВИ, принимая во внимание только восемь каналов. Ведь еще в 2010-м группа работала с 13 вещателями, что однозначно приводит к нарушению закона. Поэтому поправки станут актуальны лишь в 2013 году, когда служба будет анализировать долю ВИ за 2011-2012 годы. И если по итогам доля по-прежнему будет больше 35%, можно будет признать преимущественное положение ВИ.

По данным за 2011-2012 годы у восьми клиентов ВИ при национальном размещении совокупная доля даже немного выросла — до 38,43%. В декабре этого года у группы заканчивается контракт с ее главным клиентом — "Первым каналом". Совокупная доля клиентов сейлз-хауса не равна его собственной доле, заявил вчера Андрей Кашеваров — у ВИ она меньше 35%. "Мы никогда не раскрывали свою методику подсчетов, но готовы сделать это в суде, если кто-то оспорит корректность наших подсчетов", — добавил господин Кашеваров.

В ФАС признают, что ВИ вправе перезаключить договор с "Первым каналом", если тот проведет торги и признает группу их победителем. Те же самые поправки к закону "О рекламе" обязали телеканалы с госучастием (владельцем 38,9% ОАО "Первый канал" является Росимущество) выбрать себе рекламного партнера только на торгах.

В пресс-службе ВИ соглашаются, что ставить знак равенства между сейлз-хаусом и совокупной долей его клиентов некорректно: "Мы, например, реализуем не все рекламные возможности обслуживаемых нами каналов". Вещатель может напрямую реализовать спонсорские проекты и даже привлекать рекламодателей. Но практика такова, что канал, привлекая такие бюджеты напрямую, все равно платит с них комиссию сейлз-хаусу. Разница в 3,43 процентного пункта чересчур велика, что не может не вызывать вопросы, отмечает глава одного из рекламных агентств. "К подсчетам ФАС вопросов нет, вопросы вызывает интерпретация опубликованных данных. Мы не понимаем, как 38,43% может быть меньше 35%",— передал через пресс-службу гендиректор сейлз-хауса "Газпром-медиа" Сергей Пискарев.

В ВИ вчера выразили надежду, что у "Первого канала" "будут все основания и желание" пригласить группу на новый тендер. В пресс-службе самого канала заверили, что будут действовать "в соответствии с законодательством".

 Размещение рекламы в эфире федеральных телеканалов
Вещатель Доля от всех федеральных телеканалов* в 2011–2012 годах (%) Возможная рекламная выручка в 2011–2012 годах** (млрд руб. без НДС, но с комиссией продавца)
при национальном размещении*** при региональном размещении**** при национальном размещении*** при региональном размещении**** в целом
Каналы, обслуживаемые группой «Видео Интернешнл» 38,43 25,12 83,203–83,625 9,043–9,513 92,668–92,716
«Первый канал» 21,8 19,13 47,198–47,438 6,887–7,245 54,324–54,443
РЕН ТВ 4,94 2,3 10,695–10,750 0,828–0,871 11,566–11,578
«Пятый канал» 2,43 3 5,261–5,288 1,080–1,136 6,368–6,397
ТВ-3 2,93 0 6,344–6,376 0 6,344–6,376
MTV 1,63 0 3,529–3,547 0 3,529–3,547
2x2 1,07 0,63 2,317–2,328 0,227–0,239 2,555
«Муз ТВ» / «Ю» 2,14 0 4,633–4,657 0 4,633–4,657
«Семерка» / Disney 1,49 0,06 3,226–3,242 0,022–0,023 3,249–3,264
Каналы, консультируемые группой «Видео Интернешнл» 32,04 47,5 69,368–69,720 17,100–17,988 86,820–87,357
«Россия 1», «Россия 2», «Россия 24» 14,82 27,44 32,086–32,249 9,879–10,392 42,127–42,478
СТС + «Домашний» 15,38 18,87 33,299–33,467 6,793–7,146 40,261–40,445
ДТВ / «Перец» 1,84 1,19 3,984–4,004 0,428–0,451 4,432–4,434
Каналы, обслуживаемые «Газпром-медиа» и «Алькасаром» 28,35 27,01 61,379–61,691 9,724–10,229 71,414–71,608
НТВ 15,77 13,1 34,143–34,316 4,716–4,961 39,032–39,104
ТНТ 10,52 12,36 22,776–22,892 4,450–4,681 27,342–27,457
«ТВ Центр» 2,06 1,55 4,460–4,483 0,558–0,587 5,041–5,047
Каналы, независимые от основных селлеров 1,18 0,37 2,555–2,568 0,133–0,140 2,695–2,701
«Звезда»***** 0,52 0,37 1,126–1,132 0,133–0,140 1,265–1,266
«Мир»***** 0,07 0 0,152 0 0,152
РБК ТВ 0,53 0 1,147–1,153 0 1,147–1,153
«Карусель» 0,06 0 0,130–0,131 0 0,130–0,131
ВСЕГО 100 100 216,505–217,603 36,001–37,870 253,604–254,376


 

Открыть таблицу в новом окне

Доли федеральных телеканалов при национальном и региональном  размещении рекламы (PDF)

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.