Мусульманский Facebook создают на деньги из России
В интернете скоро должна появиться социальная сеть для мусульман. Авторы проекта обещают создать портал, где все будет соответствовать мусульманским правилам. Деньги в проект вкладывают бизнесмены из России и Казахстана
В Стамбуле, Москве и Каире активно готовятся к открытию интернет-сайта Salamworld, который надеется стать главной социальной сетью мусульманского мира. Авторы проекта обещают, что это будет онлайн-пространство, где соблюдаются мусульманские предписания, и рассчитывают на растущую аудиторию интернет-пользователей из исламских стран. Однако ранее аналогичные проекты испытывали трудности с раскруткой.
Халяльная соцсеть
Авторы планируют открыть доступ к халяльному сайту (то есть тому, где все будет соответствовать нормам ислама) к началу священного для мусульман месяца Рамадан — в конце июля по григорианскому календарю. Но уже сейчас Salamworld стала одной из самых обсуждаемых тем в турецком сегменте интернета. На недавней презентации проекта в фешенебельном стамбульском отеле «Чираган» — бывшем дворце султана Абдул-Азиза на берегу Босфорского пролива — собрались многие исламские лидеры со всего мира.
У компании-разработчика — честолюбивые цели: за первые три года привлечь на сайт от 30 до 50 млн пользователей. Создатели при этом обещают, что их сайт будет «фильтровать содержимое социальной сети, чтобы поддерживать семейные ценности, разделяемые мусульманами всего мира». Успеху соцсетей на Востоке должен способствовать тот факт, что 54% мусульман по всему миру — это молодые люди до 25 лет.
Деньги из России и Казахстана
Хотя головной офис компании Salamworld расположен в Стамбуле, руководит проектом председатель общественного крыла Союза муфтиев России Абдул-Вахед Ниязов, а значительную часть капитала на развитие проекта дают частные инвесторы из России и Казахстана. Имена инвесторов из России и объем их вложений в компании не раскрывают, но сообщают, что общий объем инвестиций в ближайшие три года составит не менее 50 млн долларов.
Сейчас в Salamworld работают сотрудники из 12 стран, проект планирует стартовать в открытом режиме сразу на девяти языках: английском, арабском, русском, турецком, фарси, французском, индонезийском, малайском и урду.
Salamworld — это, как подчеркивают в компании, прежде всего бизнес-проект, но с социальной составляющей, направленной на развитие глобального мусульманского сообщества. «Мы не делаем попытки рассказать миру о том, кто мы есть. Мы дали возможность людям, далеким от ислама, говорить о нас, искажать нашу религию и в таком искаженном виде представлять остальным», — сказал официальный представитель нового сайта Саид Саидов. Своим главным преимуществом создатели соцсети считают возможность удовлетворить «потребности растущего мусульманского сообщества» и предложить альтернативу практике, когда «передовые мусульманские страны вынуждены блокировать десятки сайтов, чтобы защитить своих пользователей от небезопасного контента», сообщили в Salamworld на запрос DW. Одна из целей — привлечь и немусульманскую аудиторию.
Риски проекта
Salamworld — далеко не единственный подобный проект с ориентацией на мусульманскую аудиторию в интернете. В феврале 2011 года после менее шести лет работы закрылась первая исламская социальная сеть Muxlim.com. Согласно финансовой отчетности, компания потеряла свыше 800 тысяч евро только в 2010 году, несмотря на многомиллионные вложения венчурных инвесторов. Схожим образом в конце 2011 года был вынужден закрыться и поисковый сайт для мусульман IMHalal.com, созданный иранцем, который проживает в Нидерландах. Причина — нехватка инвесторов.
Собрать всех мусульман под одной онлайн-крышей — не такое легкое дело, как может показаться, говорит журналист и блогер Омар Чатривала из Катара. Гораздо проще, по его словам, создать страницу о еде, одежде или информационный портал о мечетях. Неясно, чем привлечь мусульманскую молодежь, ведь она мало отличается от той же молодежи, которая уже сидит в других социальных сетях. По подсчетам Salamworld, в Facebook находится до 300 млн мусульман. И они привыкли пользоваться преимуществами существующих сетей, где мало барьеров, заявил катарец Чатривала в интервью DW. «Им нравится завязывать контакты со сверстниками противоположного пола через интернет. А идея, что в социальной сети нельзя будет увидеть девушку или женщину с непокрытой головой, играть в привычные онлайн-игры и так далее, может рассматриваться ими как цензура», — заключил Омар Чатривала.
Источник: BFM.ru