Создание интерактивных iPad-журналов — удовольствие не из дешёвых
Компания WoodWing, один из ведущих игроков на рынке инструментов для digital publishing, объявила о создании открытого формата интерактивных публикаций — OFIP (Open Format for Interactive Publications)
Использовать OFIP можно будет совершенно бесплатно, подробные спецификации уже выложены на сайте www.ofip.info, и это, пожалуй, первая попытка привести существующие на рынке решения к некоему единому знаменателю.
Тем самым компания хочет не только сделать более доступными средства для разработки планшетных изданий, но и вернуть себе роль «законодателя мод» в этой области. Именно WoodWing первой в своё время представила инструментарий Digital Magazine Tools для разработки журналов сначала под Apple iPad, а позже и под платформу Android. Для iPad было издано более двух сотен журналов, включая такие известные примеры, как еженедельники Newsweek, TIME Magazine и Sports Illustrated. Проблема в том, что сейчас компания оказывается в роли догоняющего.
Программный комплекс Adobe Digital Publishing Suite от Adobe также появился в прошлом году. Однако компания поступила весьма хитрым образом, объявив период долгого бета-тестирования, в рамках которого весь инструментарий, а главное, техподдержка предоставлялись бесплатно. В течение полугода сотрудники крупных издательских домов и одиночки-энтузиасты со всего мира создавали цифровые журналы и делились опытом на специальном ресурсе prerelease.adobe.com. Результаты выбранной стратегии видны уже сейчас: коммерческая эксплуатация Adobe DPS начнётся только в мае, но число сделанных на этой платформе журналов уже превышает 250 штук.
При этом создание интерактивных iPad-журналов по-прежнему остаётся дьявольски недешёвым удовольствием. Наш издательский дом — «Коммерсантъ» — провёл исследование платформ для создания интерактивных публикаций три месяца назад.
Оказалось, согласно информации на официальном сайте, что WoodWing разово берёт 5000 евро за покупку лицензии, до 10 000 — за создание кастомизированного ридера (приложения, с помощью которого можно будет читать ваш журнал) плюс от 250 евро в месяц за так называемый distribution fee, за «доставку» журнала с сервера компании на iPad пользователя. Техподдержка и установка инструментария оплачивается отдельно.
Редкие системы отечественного производства (есть и такие) мы даже не рассматривали — получалось ещё дороже.
Расценки на использование Adobe DPS более щадящие: 495 долларов в месяц за использование системы плюс от 12 до 22 центов за каждый скачанный пользователем экземпляр журнала (но надо заплатить минимум 5500 долларов в год). Прочие существующие на рынке платформы, вроде Mag+, разработанной международным издательством Bonnier Magazine Group, хоть и дешевле (2500 долларов за создание ридера плюс 500 долларов в месяц начиная с шестого месяца использования), но остаются сугубо нишевыми решениями.
Приведённые выше расценки могут показаться адекватными для крупных международных ИД вроде Conde Nast или Axel Springer. Но для малого бизнеса дополнительные несколько тысяч на создание цифровых версий изданий, не считая дополнительных расходов на вёрстку, дизайн и создание эксклюзивного контента, — слишком много. Особенно если учесть, что 30% от стоимости издания в App Store всё равно придётся отдавать Apple.
Этому рынку нужны более доступные решения. И в этом случае появление открытого и универсального формата, каким может стать OFIP, пойдёт рынку только на пользу.
Внесём кое-какую ясность в терминологию: типичный пример открытого формата — это HTML. Спецификация хранения данных в этом формате общедоступна, и он свободен от лицензионных ограничений. Трудно представить, насколько оказалось бы затруднено развитие интернета, будь HTML закрытым стандартом: любому студенту, вздумавшему сверстать свою веб-страничку, приходилось бы покупать для вёрстки один-единственный инструмент, да ещё и платить лицензионные отчисления за его использование. Если OFIP приобретёт популярность, можно ждать появления большого количества более доступных инструментов создания цифровых журналов.
«Открытые форматы имеют одну проблему — защиты контента. В ситуации, когда кто угодно знает, как читать и редактировать файл в открытом формате, его содержимое нельзя назвать защищённым. В этом нет ничего нового для интернет-сообщества, которое знакомо с открытыми стандартами на протяжении многих лет, но для традиционных издателей это будет принципиально новый вызов», — написал известный немецкий дизайнер Йоханнес Хенселер (Johannes Henseler) в своём блоге, посвящённом цифровым форматам. Но это уже совсем другая история.
Источник: Частный корреспондент