В течение пяти лет государство выделит отечественному кино $400-450 млн
К 2015 году от русского кино ждут только прибыли
Если государство в течение пяти лет выделит отечественному кинематографу $400-450 млн и создаст условия для его развития, в 2013 году кинопроизводство в России перестанет быть убыточным, а в 2015 году продюсерам уже не потребуется господдержка. К такому выводу пришли Минэкономразвития и консалтинговая компания McKinsey, которые разработали стратегию развития отрасли. Впрочем, одна из предлагаемых мер — единая информационная система учета проданных билетов в кино — должна была, но так и не заработала 1 мая.
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация "Перспективы развития кинопроизводства в РФ", подготовленная Минэкономразвития и компанией McKinsey. Презентация в апреле обсуждалась на консультативном совете Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (в 2010 году распределяет 2,86 млрд руб. для поддержки коммерческого кино). В аппарате заместителя министра экономического развития Станислава Воскресенского подтвердили факт существования презентации, однако отказались раскрыть суть наработок. Собеседник "Ъ" лишь уточнил, что министерство хотело просто понять, в каком состоянии сейчас находится киноиндустрия. В московском офисе McKinsey не ответили на письменный запрос "Ъ".
Российское кинопроизводство сейчас убыточно, констатируют авторы презентации. Анализ финансовых показателей десяти самых кассовых кинокартин 2007 года свидетельствует, что при суммарном доходе одного гипотетического кинофильма в $12,2 млн чистый убыток продюсера составляет $2,8 млн (см. таблицу). По итогам 2010 года при общей господдержке киноиндустрии в $138 млн суммарный убыток отрасли составит $56 млн, прогнозируют в Минэкономразвития.
Но уже в 2013 году кинопроизводство может принести продюсерам прибыль в размере $26 млн при господдержке $55 млн, а в 2015-м отрасль вообще сможет обойтись без государственных дотаций, получив $81 млн прибыли, полагают в министерстве (см. диаграмму). Для этого помимо $400-450 млн господдержки в 2010-2014 годах необходимо реализовать целый комплекс мер.
Например, выручку можно увеличить за счет роста кассовых сборов. Его, в частности, обеспечит увеличение числа кинотеатров: с 1,87 тыс. залов в 2008 году до 4 тыс. в 2015-м. Государство тут может помочь владельцам кинозалов, обеспечив долгосрочные кредиты со сниженной процентной ставкой на строительство новых кинотеатров. Благодаря этому бокс-офис одной кинокартины в 2015 году должен в среднем равняться уже $15,9 млн против $9,7 млн в 2008-м.
Потери продюсеров от нелегального выпуска их фильмов на DVD будут составлять не 90%, как сейчас, а лишь 50%, надеются авторы презентации. В результате доход продюсеров от DVD-продаж вырастет в 2015 году в пять раз, до $5 млн с картины. Еще $1,7 млн против нынешних $1,1 млн одному фильму обеспечит продажа телеправ.
Сократить затраты поможет снижение сбора (с 3 до 0,3%) в пользу Российского авторского общества (РАО). Кроме того, продюсерам могут быть предоставлены кредиты на льготных условиях или под госгарантии.
Качественный рывок кинорынка в целом сегодня действительно зависит не только от усилий частных компаний, но и от продуманной государственной политики, признает директор по кинопроизводству компании "Централ Патнершип" Арам Мовсесян. Но, по его мнению, одной из ключевых задач государства в этой области должна стать проблема образования, в первую очередь продюсерского. "Хотелось бы услышать от Минэкономразвития более конкретные предложения",— отмечает гендиректор "Всемирных русских студий" Юрий Сапронов. Есть у разработанной программы и оппоненты. Так, РАО согласно на снижение оборотного налога с кинотеатров до 1-1,5%, но никак не до 0,3%, говорит гендиректор общества Сергей Федотов. "За нами целая армия композиторов, чьи интересы мы должны отстаивать",— поясняет он.
Одна из государственных мер в поддержку продюсеров должна была заработать уже с 1 мая. Вступившие в силу в минувшую субботу поправки к закону "О господдержке кинематографии РФ" обязали всех владельцев кинотеатров передавать в единую информационную систему сведения о каждом проданном билете. В результате доля нелегальных билетов с 25% в 2008 году должна снизиться к 2015-му до 10%.
Но Минкультуры пока не заключило контракт с Главным информационно-вычислительным центром (должен управлять единой автоматизированной системой учета продаж билетов). Не вышло к 1 мая и постановление правительства, регламентирующее, какую именно информацию должны предоставлять кинотеатры. Как пояснили "Ъ" в Минкультуры, на подготовленный министерством проект постановления дал свое отрицательное заключение Минфин, а Минкомсвязи и Минэкономразвития свои официальные отзывы до сих пор так и не представили.
Бизнес-модель производства одного кинофильма в 2007-2015 годах
*Средние показатели по 10 наиболее кассовым фильмам 2007 года.
**Целевые показатели.
***Включая 3% оборотного налога в пользу Российского авторского общества, выплачиваемого большей частью кинотеатров.
Источник: презентация "Перспектива развития кинопроизводства в РФ", подготовленная Минэкономразвития и McKinsey.
Источник: Коммерсантъ