Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки17 марта 2010 12:00

Российская "желтая" пресса боится писать о политике

2комментария

Бульварная журналистика в России вещь деликатная. О похождениях звезд шоу-бизнеса сообщают охотно, но тот, кто нарушает интимную сферу Путина, рискует

Поженятся ли Путин и Кабаева на Троицу? — стоит в заголовке белыми жирными буквами на красной подложке. Рядом Владимир Путин улыбается кокетствующей Алине Кабаевой, символу русской красоты, бывшей художественной гимнастке и нынешнему депутату Госдумы. Бульварная газета “Московский корреспондент” сообщила весной 2008 года не только о предстоящей свадьбе Президента, но также утверждала, что Путин якобы уже как два месяца развелся со своей женой Людмилой. Это классическая утка в желтой прессе, но в России это теперь табу. Несколькими днями позже “Корреспондент” был закрыт по чисто экономическим причинам, как утверждал генеральный директор издания. Путин, говоря о якобы предстоящей свадьбе, раздраженно отметил: “Есть частная жизнь, в которую никто не имеет права вмешиваться. Я всегда указывал на место тем людям, которые своими сопливыми носами и эротическими фантазиями вторгались в жизнь других”. Теперь российские бульварные журналисты прекрасно понимают, чего от них хочет Путин.

Перед тем, кто спрашивает в российском газетном киоске о бульварных изданиях “Стархит”, “СПИД”, “HELLO”, владелица точки раскладывает дюжину глянцевых журналов и газет. В них есть новости о сексуальных похождениях российских звезд и звездочек, разводы олигархов, трагические случаи; гарантированное место в каждом издании занимают западные звезды, такие как Бранджелина. Но существуют правила, которых лучше придерживаться. Никакого свинства по отношению к высшим лицам государства и к их семьям. О жизни обеих дочерей Путина Марии и Екатерины практически ничего не известно, только в интернете имеется нечеткое фото Марии Путиной, таже как и слухи, что она учится в Мюнхене и в прошлом году тайно вышла замуж за олигарха. Такая же степень секретности имеет место для несовершеннолетнего сына Медведева Ильи.

В начале нового тысячелетия все еще было по-другому. Тогда в российской бульварной прессе рассказывалось о первой любви Путина Вере Брилевой, как она дала от ворот поворот юному Владимиру. Российские журналисты тогда еще придерживались правил игры из эпохи правления президента Бориса Ельцина. Который ни разу не подал на российские СМИ в суд, потому что считал, что он сделал самостоятельный выбор стать политиком. И даже когда крупная московская ежедневная газета опубликовала материал о его чрезмерном алкоголизме, он остался верен своему правилу.

“Нельзя оскорблять президента. Патриарх, президент и премьер-министр — это столпы государства. Если раскачивать лодку, все может закончиться плохо”, — предупреждает сегодня один из тех, от которого этого сложно ожидать: Арам Габрелянов, 48 лет, россиянин армянского происхождения, любимый и ненавидимый selfmademan. Еще во время учебы в Москве он имел доступ на факультете журналистики к зарубежной прессе. К концу 1980−х он превратил “Ульяновского комсомольца” в газету сенсаций по британскому образцу. The Sun в Ульяновске? Да, фактически на родине Ленина. Но там Габрелянов оставался не очень известным. В эпоху Горбачева узда для журналистов становилась все слабее.

Днем рождения российской бульварной прессы стал день в ноябре 1986 года, когда “Комсомольская правда” опубликовала материал о сладкой жизни валютных проституток. Издание — орган комсомола, коммунистической организации молодежи, носитель орденов Ленина, является сегодня одним из лидеров желтых газет с тиражом 35 миллионов экземпляров в месяц. Она — лидер среди желтых газет. Но и в ней критика Путина и Медведева является табу — максимум здесь могут раскритиковать министра или «Единую Россию».

Чтобы конкурировать с “Комсомольской правдой”, Арам Габрелянов переехал в конце 90−х вместе со всей своей редакцией в Москву. И создал российский рынок таблоидов. Теперь ему принадлежит медиа-империя с множеством газет. Его интернет-портал life.ru скопирован с портала skynews.com Руперта Мердока, сайт всегда является первым среди первых, кто сообщает о катастрофах, скандалах и трагедиях и конкурирует со старыми российскими информагентствами РИА Новости и Интерфакс. Два года назад Аксель Шпрингер в России попытался приобрести Габреляновский флагман “Жизнь” с еженедельным тиражом 2,3 миллиона экземпляров.

По словам Габрелянова, успех его изданиям обеспечивает сеть агентов в больницах, в милиции, и журналисты, которые не довольствуются копипастом, а всегда соблюдают девиз Габрелянова: СМИ должны быть эксклюзивными и эмоциональными. Только что его маленькая империя переехала в новый офис. И после переезда численность редакции удвоилась. В гигантском ньюсруме по западному образцу, сидит 200 молодых журналистов в возрасте от 20 до 25 дет за новенькими компьютерами Apple. Русский Мердок хочет в будущем еще сделать радио и телевидение. Для этого он основал собственную журналистскую школу, где растит себе смену. Там преподает профессиональный актер, который учит фотографов, как изображать в больнице родственника пострадавшего, чтобы не быть выгнанным персоналом.

Даже конкуренты хвалят “Жизнь” за ее агрессивность. “По западным стандартам она идет следом за Bild и за the Sun”, — говорит Роман Попов. 34−летний шеф-редактор журнала “Тайны звезд”, важнейшего издания о звездах с полумиллионнным тиражом. Издание было запущено группой Bauer Media из Гамбурга, это точная копия немецкой Neuen Post. Только звезды — русские. Почти в каждом номере “шуры-муры” поп-дивы Аллы Пугачевой, подробности скандалов с ее бывшим супругом Филиппом Киркоровым, разводы, трагедии. Одним из лучших номеров стал номер с биографией Путина в картинках, вышедший весной 2008. Совсем без политики, вместо этого были включены два постера. “Нас читают прежде всего женщины”, — говорит Попов и улыбается.

Политики совсем мало: то, что в Neuen Post называется “придворный нашептыватель”, здесь рассказывает кот Дорофей, домашнее животное президента Медведева и преемник колумнистки Конни, собаки Путина. Так, например, Дорофей сообщил о том, как престарелая мать Путина подарила вязанные перчатки и какими прозвищами его называет супруга. За отклонение от этой общей линии Попова никогда не наказывают из Кремля. Когда как-то раз Дорофей назвал Путина гадом, потому что он не привез из командировки рыбки, большинство читательниц
возмущались, звоня Попову по телефону: как вы можете так оскорблять нашего премьер-министра?!

Кремль может полагаться на лояльность бульварных СМИ. “Мы не лижем им задницу, но мы проддерживаем их в том, что они делают, потому что это хорошо для нашей страны”, — говорит шеф-редактор “Жизни” Григорий Тельнов. Нечто подобное звучит из уст Попова. “В конце концов оба популярны среди наших читателей, зачем на них нападать”. В качестве благодарности Кремль выказывает таблоидам лояльность, убежден Габрелянов: “С помощью таблоидов государство сигнализирует массам, что элита находится под контролем”. Поэтому государство, которое в эпоху Путина выкупало близкие к государству телеканалы, радиостанции и газеты, чтобы защищать мнение власти, до сих пор не приближалось к желтым СМИ. Лишь с рыночным лидером Кремль решил играть безопасно: два года назад “Комсомольская правда” была приобретена бизнесменом верным Кремлю.

Источник: Media-day.ru

| Печать | В закладки


<< < ноябрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
Подключите CSS