01 Июня 2016 | 09:28

Крупнейший книжный онлайн-магазин в России впервые стал прибыльным

«ЛитРес» впервые получила прибыль по итогам года при объеме продаж в 1 млрд руб., заявил глава компании. Главной угрозой для ее бизнеса остаются пираты: лишь каждую двадцатую книгу в Рунете читают легально

Картинка Крупнейший книжный онлайн-магазин в России впервые стал прибыльным

Первая прибыль

Крупнейший российский книжный онлайн-магазин — группа компаний «ЛитРес» — в 2015 году впервые стал прибыльным, сообщил журналистам генеральный директор «ЛитРес» Сергей Анурьев. Точный размер прибыли он раскрыть отказался.

Объем продаж «ЛитРес» до выплаты роялти правообладателям в 2015 году вырос по сравнению с 2014 годом на 79,3% и впервые превысил 1 млрд руб. Объем отчислений правообладателям за прошлый год увеличился на 71,7%, до 383 млн руб., добавил Анурьев.

«ЛитРес» является крупнейшим игроком на российском рынке электронных книг. Группа оценивает свою долю в 56% (без учета сервиса MyBook). По данным компании, у ближайшего конкурента — Google — всего 12% рынка, по 4% на рынке у сервисов «Аймобилко» и Bookmate, которые сейчас работают по подписной модели.

Основной акционер «ЛитРес» — крупнейшая в России издательская группа «Эксмо-АСТ». В 2013 году в группу инвестировал фонд Russian Internet Technology Fund: за $5 млн он получил пакет «менее блокирующего», писала газета «Ведомости». В 2014 году крупным совладельцем компании (больше 25%) стал интернет-ретейлер Ozon, заплативший за свою долю свыше $10 млн.

Группа «ЛитРес» объединяет сайт litres.ru, мобильные приложения «ЛитРес: Читай» и «ЛитРес: Слушай», сайт и приложение MyBook (работают по подписной модели), приложение «Читай.Бесплатно» (работает по рекламной модели), рекомендательный сервис LiveLib и сервис самиздата Selfpub. Кроме того, «ЛитРес» занимается поставкой контента розничным партнерам, таким как Google Play, Bookmate, мобильным операторам (с февраля 2016 года работает совместное приложение «ЛитРес» и МТС «МТС.Книги»).

Аудитория только розничного направления «ЛитРес» в декабре 2015 года достигла 4,5 млн человек, прирост числа уникальных покупателей составил 36,7% год к году. Количество проданных книг выросло на 32,5%. Рост ассортимента всех площадок «ЛитРес» в 2015 году составил 59,4%, в библиотеке группы — 750 тыс. наименований. Количество месячных активных пользователей площадки MyBook в 2015 году превысило 1 млн человек. Прирост количества книг, прочитанных в приложении платными пользователями, год к году — 69%. Общая аудитория читателей электронных книг в Рунете в четвертом квартале 2015 года, по оценке «ЛитРес», превысила 10 млн человек.​

Благодаря тому, что основным акционером «ЛитРес» является «Эксмо-АСТ», компании в большинстве случаев принадлежат эксклюзивные права на электронные копии книг крупнейшего издательства в России, говорит гендиректор интернет-магазина «Аймобилко» Николай Белоусов. С более мелкими игроками «ЛитРес» правами на книги делится «на довольно жестких условиях» — требует за них около 65% от продаж, говорит он. В результате — с учетом доли в 30%, которую забирают магазины приложений Apple и Google, — независимым приложениям достается не более 5% доходов, сетует Белоусов.

Объем рынка электронных книг в 2015 году, по данным компании, составил 1,7 млрд руб. — в 1,8 раз больше, чем в 2014 году. Оценка Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) — 1,69 млрд руб., рост год к году эксперты РАЭК оценивают в 77%. По статистике «ЛитРес», рынок демонстрировал среднегодовой темп роста 95% с 2010 года, когда оценивался всего в 60 млн руб. Динамика объяснялась как ростом проникновения интернета в России, так и распространением мобильных устройств, отмечает Анурьев. По его словам, текущие источники роста практически исчерпаны и в будущем рынок будет расти скорее за счет совершенствования функционала мобильных устройств. На сегодняшний день доля мобильных покупок «ЛитРес» для розницы составляет 48,3%, MyBook — около 90%.

В 2016 году рынок электронных книг может вырасти до 3 млрд руб. — это около 3,1% от издательского рынка России в целом, в перспективе трех лет доля должна вырасти до 10–12%, прогнозирует Анурьев. В России этот показатель пока ниже, чем на Западе, замечает он: например, в Германии и Франции доля электронных книг достигает 5%, а в англоязычном мире (прежде всего в США и Великобритании) — 25%.

Борьба с пиратами

Еще одной важной точкой роста для рынка должна быть эффективная борьба с нелегальными площадками, отметил Анурьев. По его оценке, в России только одна из двадцати электронных книг скачивается легально. Полное закрытие пиратских ресурсов могло бы привести к росту рынка на 3–5 млрд руб. в денежном объеме, добавил гендиректор «ЛитРес».

Уничтожение нелегальных площадок также приведет к увеличению аудитории книжных сайтов как минимум вдвое, считает генеральный директор Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максим Рябыко. Аудитория крупнейших пиратских книжных ресурсов — «ЛитМир», «Флибуста» и других — составляет около 60 млн человек, поэтому даже если 10–15% аудитории перейдет от пиратского на легальное потребление книг, рынок существенно вырастет, указывает он. По словам Рябыко, к концу 2016 года в АЗАПИ надеются заблокировать по антипиратскому закону (то есть с санкции Мосгорсуда) 20–30 крупнейших пиратских площадок, которые аккумулируют до 80% нелегального «книжного» трафика.

АЗАПИ в 2015 году изучила на предмет содержания пиратского контента 1 млн ссылок. В результате ассоциация направила около 30 тыс. обращений в Google и добилась удаления 28,5 тыс. ссылок из поисковой выдачи, еще свыше 250 тыс. ссылок было удалено в крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте». Более ​150 ресурсов начали систематически удалять незаконные копии книг по претензиям АЗАПИ, более 50 — легализовались: в результате около 500 тыс. в прошлом пиратских книжных ссылок теперь ведут пользователей на сайты легальных онлайн-магазинов.

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.