«Яндекс» купит картографическую компанию «ГИС технологии»
Эта сделка на «несколько миллионов долларов» легализует действующие сервисы «Яндекса» и сделает его самостоятельным игроком на этом рынке
Вчера ФАС сообщила об одобрении покупки «Яндексом» 99,9% долей ООО «ГИС технологии». По словам представителя «Яндекса» Очира Манджикова, сделка еще не завершена. Она закроется в течение месяца, сумма — «несколько миллионов долларов», уточняет источник, близкий к одной из сторон. Гендиректор «ГИС технологий» Михаил Любимцев это не комментирует.
«ГИС технологии» разрабатывают картографическое ПО и с 2008 г. поставляют карты «Яндексу». Компания нужна «Яндексу» для создания собственных электронных карт, объясняет Манджиков.
Это вторая покупка «Яндекса», связанная с картами. В 2008 г. он приобрел агрегатора информации о дорожных пробках «Смилинк». Сейчас основная статья доходов «Яндекса» — контекстная реклама: на ней компания зарабатывает 86% выручки, напоминает ее сотрудник. А чтобы разнообразить доходную базу, «Яндекс» разрабатывает систему монетизации сервиса «Яндекс.карты», продолжает он. Доходы, по его словам, будут делиться со сторонними разработчиками, сотрудничающими с «Яндекс.картами» по схеме API (application programming interface — интерфейс, позволяющий создавать на базе данной платформы новые приложения).
У самого «Яндекса» лицензии на картографическую деятельность пока нет. Покупка «ГИС технологий» может быть способом легализовать картографические сервисы «Яндекса», в том числе создаваемые его пользователями «Народные карты», предполагает гендиректор компании — разработчика картографических сервисов. Хотя получить такую лицензию несложно и самому, замечает он.
«ГИС технологии» выпускали карты «Мегаполис» для навигаторов JJ-Connect, но давно не обновляли их, рассказывает гендиректор компании «Навител» (крупный производитель цифровых карт для навигации) Александр Казаков. Возможно, «Яндекс» рассчитывает наладить самостоятельную разработку карт на базе некогда успешной компании, предполагает он. Покупка «ГИС технологий» означает, что «Яндекс» собирается стать самостоятельным игроком на рынке цифровых карт, отмечает гендиректор разработчика карт Data+ Алексей Ушаков. Но в этом сегменте он встретит мощных конкурентов, предупреждает он, — это государство в лице Росреестра, АФК «Система» и крупные отраслевые игроки вроде TeleAtlas и Navteq.
Источник: Ведомости