Yota раскритиковали за организацию PR-тендера
Агентства жалуются на условия, конкуренты — на странные задания
Компания Yota привлекла к себе внимание рекламного сообщества. Повод — проводимый сотовым оператором PR-тендер. Представитель бренда отказался прокомментировать AdIndex ход конкурсной процедуры. Судя по открытым источникам, в апреле «Закупочный Альянс» провел предквалификацию среди агентств, претендующих на контракт со «Скартелом» — владельцем Yota, а в июне объявил тендер на оказание комплексной PR-поддержки, создание и размещение PR-материалов и сопровождение размещения информационных материалов в СМИ для того же заказчика.
Первым на странные задания тендера обратила внимание команда «Антиглянца»: его создатели написали, что участники должны инициировать бесплатную публикацию (новость или интеграцию) в Telegram-канале с аудиторией свыше 20 тыс. подписчиков. В «Антиглянце» своими информаторами назвали «Р.И.М». Позже два агентства обратились с аналогичным предложением — закупить пост без рекламной пометки — к администраторам «Беспощадного пиарщика».
Следующее задание выглядело так: найти эксперта для воображаемой колонки в СМИ и запросить комментарий на тему «Банковские продукты сотовых операторов». Вице-президент по коммуникациям и устойчивому развитию «ВымпелКома» (бренд «Билайн») София Иванова сообщила о получении запросов с одинаковыми подводками и вопросами от четырех агентств. Авторы просили ее поделиться экспертным мнением для колонки в газету «Ведомости». Компания «Эр Телеком» получила такой же запрос от лица «стажера» VC.ru.
Изображение из Telegram-канала «Беспощадный пиарщик»
Факт обращения также подтвердили директор по корпоративным коммуникациям Tele2 Кирилл Алявдин и пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов. По словам Меркутова, к нему обратился Алексей из агентства PR Partner, но он «изложил все как есть, не врал, написал, что понимает всю странность затеи, 10 раз извинился».
В комментарии к посту Ивановой сотрудница пресс-службы Yota Елена Анисимова принесла извинения «Билайну» и коллегам на рынке: «Здесь действительно есть наша вина, не предусмотрели столь бурный вариант развития событий. Единственное, что мы хотели сделать, — это оценить компетенцию участников тендера в реальном времени. Тем более что у нас уже был подобный опыт, и он был позитивным».
Между тем участники рынка напоминают, что и предыдущий тендер оператора не обошелся без конфликтов. Основательница агентства PR Inc. Ольга Дашевская заявила, что два года назад их компания участвовала в «унизительной процедуре» Yota «без четко прописанных KPI». Она также выложила скрин письма к бывшему PR-директору Yota Ольге Алексеевой, где участники отбора жалуются на «непрозрачность оценки» творческих заданий и просят топ-менеджера описать методику присуждения баллов. Победителем того тендера стало агентство «КРОС».
Впрочем, нативной рекламой и запросами комментариев заказчик не ограничился. «Беспощадный пиарщик» опубликовал еще один отрывок из брифа, где агентствам предлагалось разработать антикризисную стратегию в связи с обвинениями в гомофобии. Воображаемая ситуация предполагала посещение тиктокером франшизной точки Yota и отказ в обслуживании, мотивированный нетрадиционной сексуальной ориентацией блогера. Участники должны были представить стратегию для понижения градуса негатива, связанного с брендом.